Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Заговор пофигистов

01 января 2007

ТЕЛЕДНЕВНИК

Александр КОНДРАШОВ

Ох, что за неделя выдалась в начале октября на ТВ! Чудо! Насыщенная, показательная и концептуальная до безобразия. Начиная с четверга. Не успели высохнуть слёзы сострадания в связи с трагической судьбой распутной дочки генерального секретаря («догадал её чёрт родиться с умом и талантом в России», да ещё советской, да ещё в семье партработника), как в «Барьере» на НТВ заговорили о главном, о наблюдательных советах на ТВ. Революционно прозвучали мысли Геннадия Хазанова – о необходимости отчёта (хотя бы пару раз в год) руководителей, находящихся в открытом доступе телеканалов перед общественностью, а лучше, хорошо зная их менталитет, – сразу перед президентом. Сейчас они – вне критики, а если кого-нибудь одного снимут вдруг с работы за аморальное поведение на экране, так и на всё наше ТВ, уверен, внезапно снизойдёт нравственное просветление.

Пока на НТВ зрительское голосование мощно поддерживало необходимость общественного контроля на ТВ, на Первом началась программа «Судите сами», посвящённая 15-летию событий 1993 года. На экране кроме медийных долгожителей появились и подзабытые, заметно постаревшие Шумейко, Станкевич, Константинов… Порадовали сдержанность выступавших, попытка анализа причин и последствий произошедшей трагедии. Например, Павел Гусев, главный редактор «МК», 15 лет назад яростно выступавшей против защитников «БиДе», признался, что сейчас смотрит на произошедшее уже совсем не так, как в 1993 году. Ведь, как выяснилось в Прикольно, ничего не знача, быть притчей на устах у всехпередаче, не было тогда принципиального конфликта (капитализм-социализм или демократия-тоталитаризм), речь шла о способах приватизации и методах проведения экономической реформы. Теперь итоги приватизации хорошо известны, реформы так и не начались, Россия «легла» под МВФ, стремительно теряя суверенитет, а коррупция приобрела «промышленные масштабы». Вспомним «дело писателей» в администрации президента; в любой другой цивилизованной стране его высокопоставленные фигуранты получили бы пожизненные сроки, а у нас обошлось, и потому в дальнейшем стали возможны совсем уж бандитские залоговые аукционы и криминальный беспредел в бизнесе.

А уже поздно ночью на ТВ Центре передача «Только ночью» (некое возрождение закрытого «Бойцовского клуба») продолжила разговор о путях развития страны; тема: надо ли России вступать в ЕЭС. Порадовало появление после долгого отсутствия в эфире Юрия Болдырева. Ему и Александру Проханову хитроумно, изворотливо, но безуспешно противостояли господа Орешкин и Крыштановская, стоящие на позициях либерального догматизма (Европа хорошая, Россия плохая, потому надо сдаваться без разговоров). Однако сама передача, её чрезмерно отвязные юные ведущие, общий весёленький тон несколько огорчили. В шумной, дымной, клубно-гламурной атмосфере тонуло содержание дискуссии, которая могла бы быть очень интересной. 

Безусловный «лидер продаж» прошедшей недели – «Гордон Кихот» на Первом. Здесь ведущий якобы сражается с тем, что ему ненавистно. В данном случае – с Ксенией Собчак. Но сражения, как и в выпуске с Мавроди, не получилось, а получился благодаря монтажу (была вырезана большая часть того критического, что было сказано о гостье) и конъюнктурно милостивой тональности Александра Гордона пиар. Пиар девушки облегчённого поведения. Зачем её позвали в эфир? Для рейтинга. Когда в эфире дочь крупного государственного деятеля, отца русской демократии, говорит о мастурбации, то это, конечно, скандал, рейтинг взлетает. На наших глазах эта безумная, наглая женщина становится лицом Первого канала. В «Минуте славы» она уже на равных «базарит» с Татьяной Толстой, а вскоре покажет мастер-класс в «Последнем герое» (от участия в проекте, который ведёт К.А. Собчак, недавно со скандалом отказались Виктор Ерофеев и Никита Джигурда). Беда не только в том, что под нажимом ТВ всё больше желающих делать жизнь с Ксюши Собчак, очевидно также то, что дочь действующего члена Совета Федерации активно дискредитирует власть (не меньше, чем когда-то «кремлёвская принцесса» Галина). Она вольно-невольно позорит знакомых ей с детства работавших у Собчака президента и премьер-министра. Неужели руководители Первого канала не понимают этого? Кто из них был бы рад иметь такую дочь? Зачем навязывать молодёжи стереотипы поведения этой якобы успешной, а на самом деле глубоко несчастной, закомплексованной, одинокой особы? Она не ведает, что творит, но вы-то взрослые, умные дяди! Зачем так подставлять и подставляться? Или вы хотите, чтобы вся Россия превратилась в сумасшедший публичный «Дом-2»? Ей-богу, прав Хазанов, говоря о необходимости кадровых решений на телеолимпе, не дожидаясь создания общественных советов.

На Первом продолжается экспансия не только лиц ТНТ, но и их похабно-пофигистской идеологии. «Прожекторпэрисхилтон», получивший премию ТЭФИ, мощно развивается. Звёзды «Нашей Раши» и «Комеди Клаба» (а теперь и Первого) хохочут, как обкуренные, над своими шутками, острят как могут, стараясь потрафить вкусам офисного планктона, но, чувствуя, что недобирают рейтинга, наконец-то произносят на главном канале страны заветное нематерное слово (да-да, «говно» – то ли ещё будет), а в самом финале последнего выпуска «рашист» Светлаков строит Цекало наработанные в «Нашей Раше» амурные куры. И тот ему стыдливо отвечает взаимностью. Это было так неожиданно тонко, так остроумно и гламурненько (рейтинг, полагаю, встал!). Неужели к следующему выпуску и Цекало сменит сексуальную ориентацию?

Максим Галкин дал огромное телеинтервью в связи с тем, что в «ледовом побоище» между двумя каналами он перешёл на сторону «России». Браво, это важнейшее для страны событие, а влияние пародиста на умы телезрителей невозможно переоценить. Кстати, почему не выделили полтора часа и другому титану мысли Диме Билану? Почему не дают слова Баскову? Это вопиющая несправедливость. И ещё: нужно отдавать себе отчёт в том, что присутствие уже который год на двух главных каналах в одно и то же время абсолютно одинаковых шоу – идиотизм! Кстати, собственно фигурное (не суррогатное шоу) катание у нас загибается.

Важнейшее телесобытие недели – старт эфирной части проекта «Имя – Россия». Очень хочется, чтобы гламурное опошление, заполонившее голубой экран, не касалось этого историко-публицистического шоу-сериала. Опасность есть. Никита Михалков снимал «12», имея продуманную драматургическую основу и замечательно сыгранный ансамбль артистов, а здесь – шоу по мотивам фильма, оно имеет опасность превратиться либо в скучное партийное собрание, либо в суматошный базар с обмолвками, ошибками и оговорками (кстати, их уже было немало). Люди приглашены известные и достойные, однако удивило то, что Петра Великого будет представлять Виктор Степанович Черномырдин. Почему именно он? Мотивировки всех остальных участников я как-то понимаю, а в данном случае ничего ни общего, ни близкого с царём-реформатором не вижу. Надеюсь, текст для выступления ему напишут хороший, но его гениально косноязычные импровизации (типа: «Не буду ничего говорить, а то опять что-нибудь скажу») могут свести всё шоу к шутке. Не хотелось бы. Будем надеяться, что каждый последующий выпуск будет лучше предыдущего.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS