Как и писал Михаил Лупашко в предыдущем номере в репортаже «Судьбоносные дни», они и наступили для молдован. И прошли по ожидаемому сценарию, когда задача у властей одна: любой ценой, хоть и при помощи подтасовок, достичь нужных цифр. Что же имеем? Чего ждать?
В ночь с 20 на 21 октября в Кишинёве ЦИК Молдавии объявил предварительные итоги голосования на выборах главы государства и референдума о европейском выборе. Можно было чётко понять, что кандидат власти, действующая президент Майя Санду, не набирает даже 40 процентов голосов избирателей при 11 соискателях на пост. Что касается итогов голосования за евровыбор, дела обстояли для Санду ещё хуже: в какой-то момент почти 57 процентов граждан высказывались против движения в ЕС.
Пока звучали цифры (вообще-то не сенсационные, а скорее ожидаемые), к предвыборному штабу госпожи Санду подъехало ординарное кишинёвское такси, из которого вышел и двинулся в штаб отнюдь не ординарный человек. Как следует из неофициальной информации, к правящей прозападной группировке после часа ночи нагрянул инкогнито высокий европейский представитель. Санду и её политтехнологам, как следует из того же источника, был устроен разнос с угрозой лишить их поддержки европейских и иных партнёров, если к утру цифры по референдуму не покажут хотя бы минимального перевеса сторонников европейского выбора. Эта информация о «высоком госте» и его недовольстве очень похожа на правду. Ведь «чудо» случилось.
После обработки бюллетеней молдавской диаспоры в США и Канаде цифра граждан, стремящихся в европейский сад Борреля, превысила число тех, кому без Европы спокойнее. К утру ночные данные по референдуму поменялись местами. Процент «за» чуть перевалил цифру 50. Еврозадание выполнено? Это как считать, ведь 27 из 36 районов страны проголосовали против вступления в ЕС. На выборах президента тоже всё не однозначно. Как ни старались власти, за Санду высказались чуть более 42 процентов молдаван, принявших участие в выборах. На втором месте, как я и отмечал в прошлом репортаже, экс-генпрокурор страны Александр Стояногло, у которого более 26 процентов поддержки. Впереди второй тур – 3 ноября. Предсказать его итоги сейчас не очень легко.
Но уже известно, что действующая власть готовится к испытанию в соответствии с методиками «школы Сороса» и даже всерьёз рассматривает вариант, как можно с соблюдением определённых юридических приличий снять с гонки Александра Стояногло. Задача минимум – стравить близких ему кандидатов между собой и устроить в стане оппозиции сумятицу. А заграница, как говаривал Остап Бендер, поможет, и тогда соросовские воспитанники смогут обеспечить Санду нужный результат. Его европейские партнёры определяют цифрой не менее 60 процентов голосов. Но всё не так уж предсказуемо. Обстановка в разных районах разная. Например, в Гагаузии за Санду и европейский выбор проголосовали лишь 3 процента избирателей. Цифра знаковая, и, как прямо говорят в Комрате, столице автономии, – победа Санду во втором туре, скорее всего, если не стопроцентно, повлечёт за собой распад Молдавии на сегменты. В Приднестровье тоже внимательно следят за событиями на правом берегу Днестра. Молдавию ждут ещё более неспокойные дни.
Тирасполь
P.S. Оппозиция Молдавии оспорит итоги референдума о вступлении республики в ЕС, о чём заявил лидер блока «Победа» Илан Шор.