Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Заиграла алгеброй гармония

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Гор В. Классическое в неклассическую эпоху. Эстетические аспекты модификации языка изобразительного искусства. – М.: Индрик, 2010. – 248 с.: ил., 200 экз.

Редкая книга, помеченная грифом «Научное издание», доставляет наслаждение при прочтении. Разве что среди её авторов окажутся Илья Пригожин или Бенуа Мандельброт. От трудов же, выходящих попечением и рекомендациями Академии художеств (внимание, сейчас последует частично несправедливое обвинение!), ждать много не приходится, особенно если исследования касаются современного искусства. Авторов подобных текстов часто хочется вернуть в среднюю школу для повторения курса физики и математики. Для возобновления в голове процессов наведения порядка в картине мира и стремления к ясности при его описании.

Рассматриваемая книга относится к разряду тех, которые в своём умственном строе придерживаются кристальной чистоты метода и бесстрастной беспощадности в логике развёртывания мысли.

Автор (не столько противник современного искусства, сколько высокомерный скептик в отношении его «модераторов») адаптирует к современности такие понятия, как «классическое», «целостность», «идеал», «историческая ментальность», «иерархия». То, что менее всего интересует спекулирующих наследием Лиотара (не художника!) и мародёрствующих в кладовых Фуко (не физика!). Размышляя об указанных категориях, Вэл Гор проявляет невозможную для арт-критика системную целостность интеллектуальных построений. Короче, он подходит к осмыслению классического в современном искусствознании как человек, для которого интерьер лаборатории более привычен, нежели антураж музейного зала.

Оформление книги не уступает, но превосходит в эстетизме произведения любимых авторов тех, кто составляет «цвет арт-критики». Речь не об иллюстрациях, которые заменимы, но о самом тексте, его организации и украшениях. Длинные подзаголовки к предельно информативным названиям глав погружают читателя и в атмосферу средневекового научного трактата. Словесная среда, сформированная постмодернистским дискурсом, связывает «классическое» с конечным множеством высказываний, среди которых обязателен оммаж в адрес старых мастеров. В случае Гора «уважаемые» – это мыслители, чей энциклопедический ум является единственной драгоценностью, оправу для которой не смогла смастерить современность.

Тираж философского труда настолько мал, что он будет доступен лишь смелому и бесстрашному исследователю. Что означает невозможность массовых самоубийств среди Андрея Ерофеева, Екатерины Дёготь, Андрея Ковалёва и Ирины Кулик. Однако их честное «ниасилил» вряд ли прозвучит: таковое откровение могло бы, с одной стороны, служить признанием их неподсудности (как результат невменяемости), но с другой – означало бы профессиональную смерть. Поэтому книгу Вэла Гора постараются в среде «совриска» замолчать.

Не спасёт её даже то, что она категорию классического рассматривает во времени и чётко отделяет от категории академического, по форме неизменного. Лейттемой труда является принятие классического параметрической функцией времени, учитывающей взгляд реципиента (который «завершает» произведение искусства) и влияние на неё внутреннего мира наблюдателя. Гармонизировать с коим «построенное» призвана некая операция. Свойства которой, правда, нигде не определены, и это – единственное упущение Гора как человека, имеющего если не естественно-математическое, то крепкое физико-техническое образование.

Вряд ли автор, скрывшийся под псевдонимом, чистый физик или математик, но вот специалист в какой-то области физики – да. Об этом свидетельствует даже не лексика исследователя, но самый строй его мысли. Умственный уклад, совершенно чуждый тому спекулятивному методу описания предметной области, который свойствен признанным арт-критикам. По апелляции к ряду «культовых» текстов и писателей (к книгам относится «Алиса в стране чудес», а к авторам – Фейнман, чьи лекции по физике признаны первокурсниками эталонными) Гор проявляет себя, скорее, физиком, нежели математиком. Он разбирается в таких проблемах, как математическое моделирование, однако «чистый физик» оперировал бы порой более абстрактными понятиями, чем Вэл Гор. Окончательно учёного в нём выдаёт утверждение: если студент опровергнет Ньютона, то прав будет не Ньютон, а студент. Что невероятно для мира, амбиции в котором реализуются насилием и им же создаются авторитеты.

Выход данного труда нужно приветствовать как революционный, ибо он применяет методы точных наук к такой эфемерной области, как эстетика и искусство.

И последнее. Обозреваемый труд – мистификация. Десять минут в Яндексе – и станет ясно, что В. Гор – автор единственного текста, но под тем же названием в 2007 году была представлена (и защищена) диссертация по эстетике на соискание степени кандидата философских наук. При этом диссертант является автором единственной статьи, посвящённой «искусствознанию», зато его полный тёзка обнаруживает себя первым замом главреда журнала о металлоснабжении и выпускником Литинститута-2003.

Мы не раскрываем инкогнито автора, ибо уважаем право на игру. Согласно которой персонаж с именем Вэл Гор в искусствоведении сейчас только рождается.

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS