Что эти люди слепые – это-то очевидно, потому что, будь они хоть минимально зрячими, они бы увидели то, что даже простому обывателю видно, что называется, без очков. Но неужели ещё и агенты нашего геополитического противника?.. Такое не помещается в моём сознании обычного предпринимателя.
Судите сами. Против нашей страны Запад ведёт с нарастающей ожесточённостью экономическую и информационную войну, экономика слабеет, население беднеет, по существу возобновилась холодная война, да и горячая у самой границы. И вот на этом фоне происходит высокое собрание с целью почтить память Гайдара, оставшегося в памяти народной разрушителем народного хозяйства страны!..
Притом собирается не кружок по интересам при ЖЭКе – собираются нынешние высшие руководители так называемого экономического блока. Что это может значить? Только то, что они и дальше намереваются вести российскую экономику по пути, начертанному Гайдаром. Не лично, конечно, Гайдаром – сам-то он, невеликого масштаба экономический журналист, ненадолго вознесённый прихотливой фортуной, ничего самостоятельного придумать не мог.
Речь идёт о пути, выработанном неолиберальной экономической теорией и вашингтонским консенсусом. Гайдар – лишь символ этой политики. Этот путь уже привёл ВСЕ страны, которые по нему шли – от Болгарии до Монголии, – к хозяйственному упадку, деиндустриализации и постыдной зависимости от новой «метрополии». Ну, положим, на рубеже 90-х ещё можно было по невежеству предположить, что неолиберализм приведёт нас к процветанию. Но сегодня-то мы собственными глазами видим: он привёл и продолжает вести только к разрухе.
Впрочем, кому разруха, а премьеру Медведеву, главному спикеру форума, вовсе не разруха, а вполне позитивное развитие: «Мы прошли большой путь до крупной экономики западного типа». Путь и впрямь длинный – в четверть века, да и экономика крупная – наградил нас Господь большой и богатой территорией, а предшественники много чего понастроили. И что «западного типа» тоже верно сказано: теперь наша страна стала сырьевым придатком Запада. Нефть подорожала – рубль подрос, нефть упала – и рубль рухнул вместе с ней. Сколько валюты получили от продажи нефти – на столько и рублей выпустил Центробанк. Ни рубля больше. Currency board называется – валютный обменник. Это что, как не сырьевой придаток? Этой ролью нам ещё и гордиться предлагают, помните рекламу Газпрома про «национальное достояние»? «Мы лидируем по поставкам газа в Европу, мы прокладываем новые пути доставки...»
Либеральные тимуровцы научились врать, что наша страна-де всегда «сидела на нефтяной игле». На самом деле роль сырьевого придатка освоена именно новой Россией. В 1990 году доля изделий высокого уровня переработки в общей структуре экспорта была 77 процентов, из них «машиностроение и металлообработка» – 34,7. А в 2006 году «минеральные продукты, древесина и сырьё», как говорит статистический справочник, составили 70 процентов экспорта, а «машины, оборудование и транспортные средства» – 5,8. Почувствуйте разницу, как говорится в другой рекламе.
В выступлении премьера прозвучали три важнейших тезиса.
1.Россия по-прежнему открыта всему миру. Это значит: неограниченное движение капитала, никакого протекционизма, никакой защиты своих, отмените санкции – и привозите свои товары неограниченно.
2.«Мобилизационной экономики не будет». Любая страна, против которой начата «гибридная», как теперь выражаются, война, проводит мобилизацию своих ресурсов – людских и экономических. А у нас – «особенная стать», нам мобилизация не нужна. Мне кажется, наши правители думают: если крепко зажмуриться – война исчезнет или её как-нибудь удастся пересидеть. Государство действовать в первом лице в экономике не намерено.
3.«Мы не отказываемся от своих обязательств». Это уж совсем странно: против нас ввели санкции, а мы, эдакие непротивленцы, продолжаем выполнять свои обязательства, не отказавшись от них хотя бы на период санкций.
Что это – попытка в очередной раз прогнуться перед Западом – примите-де уверения в совершенной преданности? Но ведь на нашем собственном опыте понятно, что Западу нужна Россия-придаток, Россия-колония – только этим можно заслужить благосклонность. Никакое другое положение не устроит.
Что нужно – нам, а не Западу? Меры, позволяющие отрулить от пропасти, давно известны, хотя трудны и неприятны.
Вот эти меры: единый государственный банк на месте мириад отмывочных контор; запрет свободного трансграничного движения капитала; монополия внешней торговли; планирование индустриального развития и прямое участие в нём государства; протекционистские меры государства в защиту своей промышленности. Философия общего дела – вот что нам нужно сегодня. И не только философия – дело нужно позарез.
По мысли президента, с этого года запускается система создания индустриальных парков. Вроде бы – новая индустриализация. Но без перечисленных мер она не состоится. Она не совместима с неолиберализмом – он и придуман для деиндустриализации. Выгнать колонизаторов из нашей системы образования – вот ещё одна срочная и насущная задача. Может быть, с неё и начать? А не форумы во славу разрушителей проводить? Где приятные друг другу люди ни о чём не спорят, а дружно определяют пути дальнейшего падения российской экономики в пропасть.