Мне не впервые доводится писать об Олеге Закоморном, достаточно хорошо я знаком с его творчеством. Однако его персональная выставка смогла удивить.
Зная Олега, я ожидал увидеть много танца, решённого в кружевной бронзе, и очень много космоса в графических портретах героев его освоения. Вышло всё так, но и немного больше.
Окончательные итоги художнику подводить рано: Олег ещё молод. Что, впрочем, не помешало ему отчитаться перед Небом и нами о сделанном, продуманном, прочувствованном и воплощённом в удивительно трогательных произведениях.
Коллекция работ поразила разноплановостью тем. Не выделяя какую-то одну тематическую серию, скульптор предложил нам нечто большее, чем просто частные высказывания по отдельным вопросам. Работы объединила общая мысль о космосе. Но не о том космосе, который связан со спутниками и орбитами, а о том, который окружает нас повседневно и имя которому – порядок, по-русски – лад.
Мир выставки Закоморного традиционно разделился на составляющие, каждая из которых важна для полноты ощущения жизни. Графические портреты членов семьи, фигуры обнажённой натурщицы – ближайший круг, круг дома. Родители и дети, жена художника… Всё исполнено с глубочайшей любовью, всё говорит о гармонии отношений в семье. Домострой в его истинном, незамутнённом виде. Душевный покой.
Духовное пространство передано в терминах танца. Знающий балет, влюблённый в хореографию, Закоморный умеет увидеть в движении тела то, о чём обычно забывают даже искушённые ценители. Танец для Олега – традиционный способ разговора человека с богами, ритуал, повествующий о сотворении мира. Поэтому столь текучи его танцовщицы – они прямо на глазах, подобно Афродите, рождаются из пены морской. Волна, присутствующая в каждой такой скульптуре, возвращает нас к водному миру, истоку, океану, рождающему жизнь.
Детство мира тоже не оставлено художником без внимания. Многочисленные миниатюры маленьких существ, познающих природу, сделаны с той наивностью, которая единственно соответствует возрасту героев. Бесконечно глубока небольшая работа «Снежинка»: девочка, обратившись лицом вверх, ловит ртом падающий снег, помогает себе руками. Она открыта новым впечатлениям. Она познаёт мир чувственно. В ней нет ничего личностного, она – всё человечество, застигнутое в момент ожидания открытий.
Мир молодости не ограничивается у Закоморного детьми. Как истинный философ, он умеет увидеть общее там, где другой ничего, кроме разрозненных событий, не замечает. Потому-то «детская» тема познания продолжается устремлённым вперёд и вверх героем, уже не просто ожидающим, но прямо жаждущим открытий. Сплав искушённости и отроческой незамутнённости взгляда – портреты участников космической программы. Это проект «Авиация в лицах». Пионеры, разведчики будущего – они расширяли русский космос, но не он привлёк моё внимание.
Рассматривая работы Закоморного я ощутил внезапно то, что мистики называют откровением. Ну, или почти откровением, поскольку видений у меня не было. Я честно смотрел и даже особо не пытался понять, с чем Олег пришёл ко мне лично на этот раз. Его мир вдруг открылся в предельной логичности, в связи своих горизонтов. Нижний уровень, верхний, средний – всё сплелось в единство, которое прон-зило снизу доверху мировое дерево, ствол которого не единожды появился на графических листах Олега Закоморного. Именно этот ствол, показанный на рисунках без корней и кроны, привязал меня к «здесь и сейчас».
Но и он же дал мне понять, что я «на полпути к вершине».
Еженедельник «Собеседник» отметил своё 25-летие выставкой фотографий одного из своих любимых авторов – Валерия Плотникова.
В экспозицию Фотоцентра на Гоголевском бульваре вошло 50 работ мастера под названием «Звёздные семьи и звёздные портреты». Это семьи действительно известных и замечательных людей: Александра Калягина, Олега Янковского, Сергея Соловьёва, Николая Караченцова, Александра Ширвиндта и других. Некоторые из героев фотографий пришли на открытие выставки. Посмотреть работы можно до 26 апреля.
Соб. инф.