АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
О путях решения этой злободневной проблемы в эксклюзивном интервью «ЛГ» размышляет академик РАН, доктор экономических наук Дмитрий ЛЬВОВ.
– Большой разрыв в доходах между разными социальными группами граждан свойствен многим государственным системам. Однако до сих пор непонятно: почему наше государство, имевшее возможности на «обломках социализма» решить проблему социальной справедливости и равенства, к её решению даже не приступало? Беда в том, что пока остаётся нерешённым главный вопрос – собственности на природные ресурсы. Две трети совокупного дохода в России создаётся не производительной деятельностью, не промышленным капиталом, не трудом наёмных работников, а нещадной эксплуатацией природных ресурсов – леса, земли, нефти и прочего. У группы лиц, численность которой не более одной сотой процента населения Российской Федерации, оказалось 92 процента всех доходов, дарованных природой.
Мы живём в заведомо «хромом» обществе, которое может вот-вот рухнуть. Разве допустима столь невиданная концентрация собственности в руках людей, никакого отношения к ней ранее не имевших?! То, что от Бога, и должно принадлежать всем, а не только отдельным гражданам. Если бы каждый гражданин получил одинаковый доступ к природным богатствам, то, разом устранив главные социальные противоречия, мы могли бы жить в справедливом государстве, в стране равных возможностей. Без равных стартовых условий не может развиваться нормальный рынок.
– А сейчас не поздно об этом говорить?
– Об этом говорить необходимо! И сейчас ещё не поздно создать конституционный институт общественной собственности на землю и на всё, что в ней хранится. В России надо создать гибкую систему социальных гарантий (я её называю «системой социального дивиденда»). Это вовсе не означает тотальную конфискацию всего с последующим перераспределением. Однако бесплатные здравоохранение и образование, доступное жильё, садовый или приусадебный участок (в 10–15 соток) Российское государство вполне может гарантировать каждому своему гражданину.
Как это сделать? Очень просто: ввести разумный прогрессивный налог на доходы и имущество. Людей с низкими доходами можно вообще от налогов освободить. Вот тогда мы действительно получим справедливое общество с высокой эффективностью. Ещё раз оговорюсь, что предлагаю не экспроприацию, а перенос налогового бремени с «труда и зарплаты» на сверхдоходы богатых. Пора перейти на исчисление налога не от объёмов производимой продукции и получаемой прибыли, а от используемых ресурсов, в том числе земли. Например, земля в Барвихе или в Москве фантастически дорогая, а это значит, что её разумное, регламентированное законом использование позволит государству получить дополнительные и весьма немалые деньги. Ныне же пресловутые 13 процентов взимаются и с доходов долларового миллиардера, и с зарплаты простого рабочего…
– Но ведь на «дорогой земле» живут не только богатые. Как с ними-то быть?
– Справедливое замечание. В Одинцовском районе или в той же Барвихе рыночная цена земли превышает 100 тысяч долларов за сотку. Помимо богатеев там живут писатели, артисты, учёные, многие заслуженные люди. Разве можно обременять их таким же налогом, как и толстосумов? Не надо ко всем подходить огульно, с одной меркой. В пределах установленной социальной нормы, полагающейся на каждого человека, жильё вообще не следует облагать налогом. Гектары же дорогой подмосковной земли, находящейся в частной собственности, роскошные особняки надо обкладывать по прогрессивной шкале.
У нас же сейчас фактически введены льготы для богатых. Более того, незначительно повышая уровень денежных доходов бедных и сохраняя механизм налогообложения, власть опосредованно увеличивает благосостояние самых богатых. Именно на это работают плоская шкала подоходного налога и другие элементы существующего механизма управления. А значит – и на увеличение количества бедных… Это своего рода закон самовоспроизводящейся бедности в России.
– Ваши рекомендации не могут быть по нраву имущим власть и деньги…
– С точки зрения нормальной логики, этики, улучшения духовно-нравственного климата в стране переход к тому, о чём я сказал, никаких возражений не вызывает. Да, это затрагивает интересы крайне ограниченной, но очень влиятельной элиты… Существующая у нас политическая и экономическая система не только порождает бедных и усиливает социальную дифференциацию, но и не позволяет решать задачу модернизации, развития, восстановления экономики. Эта система – главный источник коррупции, воровства и прочих преступлений. Если бы мы признали, что природные ресурсы – достояние всех, то в значительной мере перекрыли бы этот коррупционный канал. Присваивая природную ренту, сверхбогатые лишают наш госбюджет колоссальных денежных вливаний.
Обратите внимание на ещё один важный факт. Даже научившись несколько лучше использовать природную ренту (например, введя повышенные тарифы на экспорт нефти), получая немалые деньги от торговли сырьём, государство не спешит направить эти средства на решение социальных и иных проблем. С 2004 года у нас копится Стабилизационный фонд, верстается профицитный бюджет. Что это? Стерилизация денег. Когда в мире резко подорожала нефть, вместо того чтобы с пользой для государства и общества использовать образовавшиеся сверхдоходы, наши «видные экономисты» из Минфина стали голосить: «А вдруг у нас инфляция начнётся!» Сто миллиардов долларов ежегодно гонят на развитие резервной системы США. И там эти деньги эффективно работают…
– Решать эти вопросы верхи не могут или не хотят?
– Главные для страны вопросы решать и тяжело, и опасно – слишком велико влияние на правительство со стороны тех, у кого миллиарды. Но продолжаться так долго не может. Уже сегодня наблюдаем: экспорт энергоресурсов мы увеличивать не в силах, поскольку не удовлетворяем даже внутренних потребностей. Хотя у нас много говорят о развитии наукоёмких производств, в этом плане возможности государства также невелики. Всё больше идёт к нам импортных товаров, а как за них расплачиваться? Только за счёт экспорта. Значит, так называемый торговый баланс, контролируемый Центральным банком, будет меняться далеко не в лучшую сторону. И к 2010 году мы получим, по прогнозам специалистов, не положительное сальдо, а близкое к нулевому. А значит, возникнет дефицит в банковской сфере. Дефицит же этот (если учитывать ипотечное кредитование, внутренний и внешний долг) может привести к ситуации, подобной дефолту 1998 года.
В этих условиях резонно задаться вопросом: что, и дальше кривая экономика страны будет работать на 15–20 процентов обеспеченных людей? Или начнёт мало-помалу выправляться – на благо всей России?
Президент страны, заявив о необходимости кардинальных перемен, несколько обнадёжил. Ибо кардинальные перемены – это как раз введение общественной собственности на природные ресурсы, существенная корректировка отношений государства с бизнесом в природной сфере.
Альтернатива такова: либо Россия окончательно превратится в сырьевой придаток развитых стран и тогда не нужно будет ставить перед страной никаких перспективных задач; либо станем развиваться, но в этом случае тем, кто присвоил чужое, придётся поделиться, хотя бы посредством переоценки имущества и основных фондов. У Абрамовича государство купило за 13 с половиной миллиардов «Сибнефть», то есть то, что ему, государству, и так должно принадлежать! Как такое могло получиться?!
Ещё лауреат Нобелевской премии Тобин говорил о необходимости введения сверхналога на сверхприбыль. Почему же мы свободно позволяем распоряжаться нашими деньгами? Почему у нас бизнесмены берут кредиты на Западе (около 160–180 миллиардов в год, и при этом не возникает никакой инфляции), а не у родного государства? Почему не могут закупить на том же Западе новые заводы, современные технологии и на десятки лет решить проблемы своего развития? Кто мешает этому? Те, кто природную ренту присваивает.
Беседовал Сергей АЛЕКСАНДРОВ