В Октябрьском зале Дома союзов недавно прошёл учредительный съезд нового общественного движения. Назвали его громко и убедительно – Общероссийская общественная организация «Общенациональный правозащитный союз «Человек и закон».
Более 300 делегатов съезда единодушно проголосовали за создание организации. Кандидатура председателя тоже особых возражений не вызвала. Им стал Владислав Гриб, главный редактор одноимённого журнала «Человек и закон».
Чуть больше времени заняло принятие устава организации, над которым три месяца трудились лучшие российские юристы. Дело в том, что среди делегатов возникли некоторые расхождения в понимании значения слов «гуманитарные» и «гуманные», в результате сошлись на «гуманистических и нравственных» ценностях, которые должны послужить основой для формирования «идеологии и культуры защиты прав и свобод человека и гражданина». Внеся ещё несколько поправок, делегаты согласились принять устав, как есть (по закону надо принять, чтобы организация официально родилась), а потом уже не торопясь дорабатывать.
Цель и смысл деятельности новой организации: преодоление низкой правовой просвещённости нашего общества. Оказывается, 80% выпускников школ Конституцию даже в руках не держали! О каком грамотном отстаивании человеческих прав тут может идти речь? Познакомить «Человека» с «законом», по замыслу создателей, и должна новорождённая организация. Выступающие отметили, что новое движение обязано быть неполитичным и заниматься «повседневной, регулярной, рутинной, сложной, но актуальной работой».
Три основных направления этой работы озвучил новоиспечённый председатель движения. Во-первых, это уже упомянутое правовое просвещение народа. Опыт руководства такой деятельностью у господина Гриба, руководителя издательской группы «Юрист» и журнала «Человек и закон», уже есть. Вторая важная задача организации: мониторинг, то есть контроль за назначением судей и судебными решениями. Третье направление: формирование института уполномоченных по правам человека.
Судя по всему, новое движение претендует на небывалые размах и мощь. А вот в какой мере оно будет реально формировать общественное правосознание, наступающий новый год покажет.