Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Закон сохранения человечности

01 января 2007

ПАМЯТЬ

Портрет Владимира Добрякова, исполненный Ольгой ДмитренкоГод прошёл, как умер воронежский детский писатель Владимир Андреевич Добряков. Сейчас ему исполнилось бы 85 лет.

Хороший человек не исчезает, он сохраняется в близких душах. Я во многих лицах, детских и взрослых, видел: Добряков здесь. Он остался в них, своих читателях, навсегда. Особенно в детях. И в тех, в ком всегда живо детство.

Вот думаю: можно ли в двух словах определить главное впечатление о Владимире Андреевиче? Можно. Поразительно, что человек и в 80 лет оставался искренним и наивным, как ребёнок. Удивлялся жизни и движениям душ пылко и радостно и охотно обсуждал это с окружающими. Дети чувствовали в нём своего и всегда роились вокруг него в «Клубе юных сочинителей», который он в Воронеже создал и многие годы вёл – совершенно бескорыстно!

В детских библиотеках всегда были рады Добрякову. Кто ж ещё в наше время станет так самозабвенно заниматься с ребятишками? Из этих-то занятий и выросло великое детище Добрякова – «Клуб юных сочинителей». Я настаиваю: великое. Добряков сумел добиться издания шести сборников юных творцов – просто фантастика для эпохи дикого капитализма!

Рядом с Добряковым слово «деньги» звучало неестественно. Он носил с собой другие смыслы жизни, которые мы всё больше забываем. Будто был посланцем то ли из другого времени, то ли вообще из других миров.

А детская газета! Сколько лет добивался Добряков издания в Воронеже детской газеты или журнала, вызывая удивление: мол, а тебе-то зачем это надо? Никому и в голову не приходил элементарный ответ: Владимиру Андреевичу от такой газеты лично ничего и не нужно. Ему за государство обидно. Как Верещагину из «Белого солнца пустыни». В коридорах власти этот смысл не всегда был понятен. Сколько Добрякова помню, детскую газету он вынашивал в душе всегда. Обсуждал её, будущую, делился замыслами… Стыд же: и в Москве, и в Питере детские издания есть, в соседних областях тоже, а в Воронеже это почему-то никому из начальников не интересно.

Удивительно, что годы отказов и пустых хлопот, высоких обещаний, которые тоже долго оставались пустыми, не отбили у Добрякова стремления к этой цели. И газета всё-таки вышла – «Ворон и ёж».

…В областном и городском бюджетах не нашлось средств на памятник детскому писателю, номинированному на звание почётного гражданина Воронежа. Действительно, а зачем?.. Смыслы жизни, которые он исповедовал, большинству номенклатуры нашей чужды. Ну разве что в политических целях: а вдруг эти смыслы умерли в нас не совсем и наша совесть как-то отразится на их биографиях?

Да и коллеги-писатели к Добрякову относились порой, скажем так, своеобразно. Когда дети и библиотекари после смерти Владимира Андреевича добивались, чтоб одной из библиотек присвоили имя Добрякова и проект этот получил одобрение в Управлении культуры Воронежской области, туда, в управление, отправились трое широко известных в узких кругах окололитературных деятелей. С высокой миссией: доказать, что Добряков – писатель не того масштаба, чтоб его именем называть библиотеку. Неисповедимы пути зависти! Уверен: будь Владимир Андреевич жив, он отнёсся бы к миссии этих деятелей спокойно. Как к чуждой суете.

Лет двадцать назад мы с женой и ещё маленькими детьми жили у Владимира Андреевича на даче в Песковатке. Дача эта очень ему соответствовала. Ведь человеку на самом деле совсем немного надо в этой жизни: лес, река, крыша над головой. Обычный старенький деревенский домик. Холодильника нет, масло хранили в колодце. Бумага, пишущая машинка, лампа. Домик этот был страшно далёк от роскошных дач нынешних «хозяев жизни». И уж как ему нравилось работать на этой даче, где не было каких-то материальных ценностей, а главным были – рукописи, мысли и чувства! Потом наступила эра капитализма в России. Дачу Добряков продал и, как человек чистый и доверчивый, полученные деньги отнёс в «Русскую недвижимость», которая, оказавшись одной из возникавших тогда «пирамид», умело рассказывала величественные сказки о новой жизни, и деньги эти, конечно, в той «недвижимости» пропали. Быть может, они стали кирпичом в чьей-то вилле. Или деталью в яхте. Как, собственно, и деньги многих других россиян.

…Как сказал один наш общий знакомый, Добряков – человек истинного благородства. На прекрасном портрете Ольги Дмитренко Владимир Андреевич изображён в дворянской одежде.

Знаете, та одежда удивительно Владимиру Андреевичу идёт.

Александр ЯГОДКИН, ВОРОНЕЖ

Обсудить в группе Telegram

Александр Ягодкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS