Год юбилея поэта вольно или невольно накладывает на всё свой отпечаток. Вслушиваясь в сказанное А.С. Пушкиным два века назад, мы снова и снова убеждаемся в универсальности созданной им системы координат. Она позволяет из возвышенно-тяжеловесной трагедии в античном вкусе и тривиального любовного приключения, случившегося в Новоржевском уезде Псковской губернии, сотворить острый, психологически точный и при этом не лишённый известного очарования шарж на современные нравы. На первый взгляд взаимосвязь «Графа Нулина» с «Обесчещенной Лукрецией» Шекспира действительно кажется странной. Но взгляд поэта никогда не был поверхностным. В не самом удачном из шекспировских творений Пушкин нашёл пищу для серьёзных размышлений о случайном и закономерном в историческом процессе.
Избрав темой номера широко известную максиму о странных сближеньях, редакция журнала «Русское искусство» задала авторам высокую планку. И они, вдохновлённые поставленной задачей, увлечённо рассказывают о своих поисках глубинных закономерностей, позволивших разгадать странности исследуемых ими сближений. Хранитель фондов живописи музея-заповедника «Царское Село» Лариса Бардовская открывает читателям тайну розового куста на старинном офорте с изображением Екатерины Великой. Марина Гусева, заместитель заведующего отделом русской культуры Эрмитажа, увлекает почти детективной историей уникальных парных комодов, принадлежавших семейству Демидовых: один из них, вернувшись на родину после 170 лет странствий по миру, помог своему близнецу обрести первоначальный вид.
Статья двух историков – сотрудника Эрмитажа Николая Онегина и заведующей музеем общеобразовательной школы № 206 Марии Арефьевой – готовый сюжет для захватывающего романа о судьбе живописного холста, на одной стороне которого – парадный портрет Николая II, а на оборотной – фигура Ильича, окутанная лирическими сумерками. Изумляет совместимостью несовместимого и рассказ Екатерины Подкуйко о музее Арктики и Антарктики, организованном в середине 30-х годов прошлого века в Никольском соборе, построенном на средства петербургских купцов-староверов в 20-х годах века позапрошлого. Постоянная экспозиция «Искусство ХХ века» в мамонтовском Абрамцеве и сменные выставки в исторических интерьерах театра «Геликон-опера», о которых с такой любовью пишут искусствовед Светлана Волкова и дирижёр Владислав Ступак, – ещё два убедительных примера того самого единения «волны и камня», узаконенного Пушкиным.
Особого внимания заслуживает «портретная галерея» номера – в судьбах мастеров, представленных на его страницах, странные сближенья проявляются самым невероятным образом. Выставка произведений Николая Ульянова, открывшаяся в Третьяковской галерее и подготовленная её куратором Людмилой Правоверовой, возвращает широкой публике незаслуженно забытого художника-исследователя. Таким же актом восстановления справедливости стала статья коллекционера Владимира Васильева о ленинградском графике Владимире Успенском. Замысловатую петлю времени вокруг господина Великого Новгорода закручивает Татьяна Володина, сопоставив восприятие города двумя солдатами Второй мировой, оказавшимися по разные стороны линии фронта, – Семёном Ивановичем Пустовойтовым и Готфридом Грунером. Светлана Степанова вспоминает об удивительной художнице Фатиме Суровцевой, творчество которой ещё ждёт своих магелланов, – в невесомом тумане её живописи, струящемся сквозь грубые платы оргалита, не так-то просто проложить верный курс.
Две неожиданные встречи приготовили для читателей сотрудники журнала. Главный редактор Елена Бехтиева делится впечатлениями от многолетнего общения с директором Дома русского зарубежья Виктором Москвиным, а редактор Александра Данильчук знакомит с мозаичистом Марко Бравурой, покинувшим блистательную Равенну ради тихого обаяния Тарусы. Исследовать пути таинственных сближений в пространстве, выстроенном по законам пушкинской поэзии, занятие не только заманчивое, но и целительное. «В них обретает сердце пищу…»