Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 мая 2024 г.
  4. № 20 (6934) (22.05.2024)
Культура

Закономерности таинственных сближений

Очередной номер журнала «Русское искусство» собрал целую коллекцию доказательств известного пушкинского постулата – «бывают странные сближенья»

26 мая 2024

Год юбилея поэта вольно или невольно накладывает на всё свой отпечаток. Вслушиваясь в сказанное А.С. Пушкиным два века назад, мы снова и снова убеждаемся в универсальности созданной им системы координат. Она позволяет из возвышенно-тяжеловесной трагедии в античном вкусе и тривиального любовного приключения, случившегося в Новоржевском уезде Псковской губернии, сотворить острый, психологически точный и при этом не лишённый известного очарования шарж на современные нравы. На первый взгляд взаимосвязь «Графа Нулина» с «Обесчещенной Лукрецией» Шекспира действительно кажется странной. Но взгляд поэта никогда не был поверхностным. В не самом удачном из шекспировских творений Пушкин нашёл пищу для серьёзных размышлений о случайном и закономерном в историческом процессе.

Избрав темой номера широко известную максиму о странных сближеньях, редакция журнала «Русское искусство» задала авторам высокую планку. И они, вдохновлённые поставленной задачей, увлечённо рассказывают о своих поисках глубинных закономерностей, позволивших разгадать странности исследуемых ими сближений. Хранитель фондов живописи музея-заповедника «Царское Село» Лариса Бардовская открывает читателям тайну розового куста на старинном офорте с изображением Екатерины Великой. Марина Гусева, заместитель заведующего отделом русской культуры Эрмитажа, увлекает почти детективной историей уникальных парных комодов, принадлежавших семейству Демидовых: один из них, вернувшись на родину после 170 лет странствий по миру, помог своему близнецу обрести первоначальный вид.

Статья двух историков – сотрудника Эрмитажа Николая Онегина и заведующей музеем общеобразовательной школы № 206 Марии Арефьевой – готовый сюжет для захватывающего романа о судьбе живописного холста, на одной стороне которого – парадный портрет Николая II, а на оборотной – фигура Ильича, окутанная лирическими сумерками. Изумляет совместимостью несовместимого и рассказ Екатерины Подкуйко о музее Арктики и Антарктики, организованном в середине 30-х годов прошлого века в Никольском соборе, построенном на средства петербургских купцов-староверов в 20-х годах века позапрошлого. Постоянная экспозиция «Искусство ХХ века» в мамонтовском Абрамцеве и сменные выставки в исторических интерьерах театра «Геликон-опера», о которых с такой любовью пишут искусствовед Светлана Волкова и дирижёр Владислав Ступак, – ещё два убедительных примера того самого единения «волны и камня», узаконенного Пушкиным.

Особого внимания заслуживает «портретная галерея» номера – в судьбах мастеров, представленных на его страницах, странные сближенья проявляются самым невероятным образом. Выставка произведений Николая Ульянова, открывшаяся в Третьяковской галерее и подготовленная её куратором Людмилой Правоверовой, возвращает широкой публике незаслуженно забытого художника-исследователя. Таким же актом восстановления справедливости стала статья коллекционера Владимира Васильева о ленинградском графике Владимире Успенском. Замысловатую петлю времени вокруг господина Великого Новгорода закручивает Татьяна Володина, сопоставив восприятие города двумя солдатами Второй мировой, оказавшимися по разные стороны линии фронта, – Семёном Ивановичем Пустовойтовым и Готфридом Грунером. Светлана Степанова вспоминает об удивительной художнице Фатиме Суровцевой, творчество которой ещё ждёт своих магелланов, – в невесомом тумане её живописи, струящемся сквозь грубые платы оргалита, не так-то просто проложить верный курс.

Две неожиданные встречи приготовили для читателей сотрудники журнала. Главный редактор Елена Бехтиева делится впечатлениями от многолетнего общения с директором Дома русского зарубежья Виктором Москвиным, а редактор Александра Данильчук знакомит с мозаичистом Марко Бравурой, покинувшим блистательную Равенну ради тихого обаяния Тарусы. Исследовать пути таинственных сближений в пространстве, выстроенном по законам пушкинской поэзии, занятие не только заманчивое, но и целительное. «В них обретает сердце пищу…»


Тэги: Журнальный вариант
Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Творить собственные миры

    18.04.2025
  • «Неве» - 70, но она молода душой!

    16.04.2025
  • Космическое время года

    27.03.2025
  • В начале «квадратного года»

    14.02.2025
  • Долгий извилистый путь в дивный чертог Поднебесной

    31.01.2025
  • Мистика возвращения

    22 голосов
  • Первая пятилетка

    12 голосов
  • Листая славные страницы

    11 голосов
  • Преодоление обнуления

    9 голосов
  • Проникая в глубину бытия

    9 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS