На экраны вышел масштабный кинопроект Алексея Пиманова „Крым“
Воссоединение Крыма с Россией было гигантским по значению, важнейшим по последствиям и небывалым по эмоциональному воздействию на граждан России событием в новейшей отечественной истории. Тема огромная. Российский художественный кинематограф приступил к её осмыслению.
Документальных фильмов о крымской весне было снято много, масштабных художественных полотен ни одного. Первому и труднее, и проще. Вступаешь на неизведанную территорию, не на кого опереться, не от кого оттолкнуться, с другой стороны – делай, что хочешь: кто успел, тот и съел, первому ошибки простительны.
Известный телеведущий Первого и руководитель канала «Звезда» Алексей Пиманов – он и продюсер фильма, и режиссёр, и сценарист (при участии Владимира Брагина) – главное направление «Крыма» угадал верно. Ожидаемо было нахождение в центре сюжета любовной пары: Ромео и Джульетты, «две равно уважаемых семьи», которые «ведут междоусобные бои».
Ромео – бывший морпех Саша (Роман Курцын) из Севастополя – категорически против майдана, Джульетта – журналистка из Киева Алёна (Евгения Лапова) – горячо «за». Полюбить друг друга они успели до драматических событий в Киеве, помогла удивительная природа Крыма: древний город в горах (развалины княжества Феодоры красиво сняты оператором Владимиром Климовым), где герои познакомились. Майдан должен был их развести, однако не развёл. В феврале во время Корсунь-Шевченковской трагедии Алёна спасает Сашу (ей удаётся умолить своих сподвижников-бандеровцев вытащить его из огня). Друга Саши беспощадно убивают, его – нет. Страшная сцена избиения крымских антимайдановцев по дороге домой и «беркутов» на киевском майдане в начале фильма дают представление о накале украинской ненависти.
Не развёл героев и Крым, Алёна участвует в очередном спасении возлюбленного, и, значит, таким образом препятствует своим единомышленникам, которые приехали из Киева в Севастополь, чтобы заставить украинских солдат выполнять приказ и открыть огонь по «русским оккупантам». Сашу она спасает, но взглядов своих не меняет – Алёна сама говорит, что она «майданутая», как и вся её семья, как и всё её окружение. В конце фильма она звонит Александру, который, по-видимому, воюет уже в Донбассе, слышит в трубке разрывы снарядов, глотает слёзы, переживает за любимого, тем не менее тут же называет Крым оккупированным. Такая любовь.
Вторая линия фильма – военно-политическая. Операция российских спецслужб по нейтрализации украинской армии, которые получили приказ начать боевые действия против русских. И, как мы знаем, практически без единого выстрела эту сложнейшую «невыполнимую миссию» на территории Крыма, где базировались численно превосходящие силы ВСУ, удалось выполнить.
То есть создатели поставили перед собой задачу снять фильм о великой любви и уникальной военной, точнее антивоенной операции. Эдакий лирический триллер, любовный боевик. Удалось ли им это?
Фильм смотреть было нескучно и волнительно, несколько раз даже накатывали слёзы. Вспоминалось противостояние на майдане, которое мы наблюдали онлайн по телевизору зимой 2013–2014 гг., вспоминалась и знаменитая крымская весна, которую народ России переживал вместе с крымчанами и «вежливыми зелёными человечками», незабываема атмосфера необыкновенного подъёма. Потому хотелось смотреть фильм про эти волнующие события, объединившие наконец наш народ, истосковавшийся по справедливости, по-детски радовавшийся тому, что Крым, когда-то подаренный Хрущёвым Украине, вернулся домой, и никакие «поезда дружбы» с бандеровцами теперь ему не страшны. И потому многое фильму прощалось. Но…
В великую любовь поверить не удалось. И в то, что красавица-журналистка, столько раз из идейных соображений уходя от возлюбленного, всякий раз к нему возвращалась. Парень-то вполне обыкновенный, ничего, кроме рельефной мускулатуры, нам предъявлено не было. А за то, что Алёна делает для него, друзья-бандеровцы могли бы её повесить, но почему-то не вешают.
Мы видим русскую семью Ромео, а украинскую Джульетты (тут какое-то неравноправие) нет, и потому Алёна непонятна. Кто она эта Марютка (невольно вспоминается «41-й» Григория Чухрая, где и любовь была, и непримиримое идейное противостояние с возлюбленным)? Западенка, внучка бойца УПА, идейная ненавистница России или одураченная националистической пропагандой энтузиастка? Как, почему случилось с братским народом такое помутнение, что героем страны объявлен Степан Бандера, а Путин – врагом? Ответа на эти ключевые вопросы нет, и в возвращение Алёны не очень верится. Да и к кому возвращение?
Что собой представляет наш Ромео? Саша никаких особенных героических поступков (в отличие от Алёны) в фильме не совершает и теми качествами, которые были у его кинематографических предшественников в картинах, где был схожий идейный мезальянс, не обладает. Кроме поручика Говорухи-Отрока в исполнении Олега Стриженова, в первую очередь вспоминались: герой Урбанского из давнего фильма Юлия Райзмана «Коммунист» и Данила Багров из недавнего балабановского «Брата». В ленте Пиманова масштаб личности не тот. И актёр не виноват, сценарий не даёт ему почти ничего (кроме разве шикарной постельной сцены), чтобы мы поверили, что женщина, несмотря ни на что, будет всегда с этим мужественным человеком. Вспомним, что творили бандеровцы с Олегом Царёвым, когда он был кандидатом в президенты Украины, как его, голого, били, издевались, заставляли отказаться от своих убеждений, но своего не добились. Нет, здесь ничего подобного нет. Восхищаться особенно нечем и некем.
Теперь о фильме как о боевике. Понятно, что до сих пор о многом из операции наших военных по предупреждению кровавых столкновений в феврале-марте того года в Крыму рассказывать нельзя, но те действия, которыми в фильме руководил русский подполковник-спецназовец (Павел Трубинер), выглядели куце. Украинские офицеры (полковника сыграл Борис Щербаков) особо ему не сопротивлялись, а Микола (Павел Крайнов), приехавший сюда с майдана, чтобы развязать настоящую войну, смотрелся тоже не очень убедительно...
Представляю, что накрутил бы Голливуд, если бы что-то подобное совершил спецназ США. Там даже из поражения умеют сделать духоподъёмные патриотические ленты типа «Дюнкерка», а уж из столь блестящей операции... Здесь же напряжённой интриги, экшен, свойственных настоящему боевику, не получилось. Слишком щедро мы разбрасываемся подобными историческими сюжетами. До обидного нерачительно.
Вот, собственно, и все претензии. Надеюсь, это не последнее обращение нашего кинематографа к теме крымской весны. Для полнокровного успеха необходимо привлечь талантливых профессиональных сценаристов и режиссёров масштаба Чухрая, Райзмана и Балабанова. Тема того стоит.
Александр Кондрашов