Великий аварец Расул Гамзатов, когда развалился Советский Союз и под угрозой распада находилась уже Российская Федерация, сказал: «Дагестан никогда добровольно в Россию не входил и никогда добровольно не выйдет». Этот парадокс кавказского мудреца, думаю, не раз вспоминали создатели фильма «Аманат».
Вхождение многонационального Северного Кавказа в Россию было очень долгим и болезненным, но после трудной притирки всё-таки сложилось взаимопонимание, основанное на уважении и учёте интересов, обычаев и традиций народов Кавказа. В результате взаимопроникновение культур, экономическое сотрудничество оказались настолько плодотворными, что разорвать союз народов Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и других регионов Кавказа с Россией за почти двести лет, как ни старались наши разнообразные «партнёры», не удалось. Более того, чеченцы, которые совсем недавно (во времена Ельцина) воевали с Россией и даже совершили попытку объединить в борьбе с ней все народы Кавказа, теперь стали наиболее преданными борцами за её интересы.
Вот об этом периоде «притирки» в середине XIX века, который сменил кровавые военные столкновения лермонтовской поры, повествует картина Антона Сиверса и Рауфа Кубаева. Мы писали о сериалах этих режиссёров. Впечатления разные. «Вербное воскресенье» Антона Сиверса, повествующее о бесчинствах внука члена Политбюро, многих расстроило масштабами напраслины, возведённой на советскую эпоху, а сериал примерно о тех же годах «С чего начинается Родина» Рауфа Кубаева, напротив, привлёк объективным взглядом на трагическое время, а также мастерством построения детективной истории, в которой был не только лихо закрученный сюжет, но и темы, которые крайне актуальны сейчас, – служения Отечеству и предательства. Эти темы звучат и в «Аманате».
Сценаристы Шамиль Джафаров и Амет Магомедов написали романтическую историю короткой, но яркой жизни сына имама Шамиля – Джамаля. «Дикий» мальчик-горец по воле исторических обстоятельств был вырван из родной среды и помещён в имперский Петербург. Однако «пересадка» оказалась очень удачной. Он быстро выучил язык, и не только русский, но и французский с немецким, получил отличное военное образование, встроился в жизнь высшего света, оказался талантлив в науках, искусстве и удачлив во всём. Ему благоволил император Николай I, ему ответила взаимностью сестра его друга – офицера.
Любовь Джамаля к русской красавице и России не могла не вступить в противоречие с любовью к отцу и горному отечеству. Наступил момент, когда отец призвал его к себе. Возникла, казалось, неразрешимая дилемма. Две эти любви, конечно, противоречили друг другу, но в итоге именно они содействовали замирению на Кавказе. Можно сказать, что жизнь Джамаля и стала залогом (аманатом) установления мира на Кавказе.
После экранизаций Лермонтова и Толстого кавказских историй из XIX века на экране не было. Тем более исторических фигур Шамиля (Арслан Мурзабеков) и Джамалуддина (Амин Хуратов). А здесь отец и сын – в центре историко-романтической драмы. Есть в фильме и другой отец Джамаля, «посажённый», – государь Николай Павлович (Андрей Соколов), есть красавица-мать возлюбленной Джамаля в исполнении Екатерины Гусевой, есть, конечно, русская невеста Лиза (Варвара Комарова) и кавказская жена (Нина Гизбрехт), есть пара злодеев, которым мир на Кавказе не выгоден, – коварный восточный купец и жестокосердный русский граф. Последнего, крепостника и соперника Джамаля в борьбе за руку Лизы, сыграл Даниил Страхов – это, кажется, первая отрицательная роль талантливого актёра. Есть дуэль на саблях. Есть изумительной красоты горы Кавказа (оператор Антон Дроздов-Счастливцев).
Получился очень красивый и, если так можно выразиться, правильный фильм, который хорошо бы посмотреть школьникам, особенно, конечно, с Кавказа. Тем более что в кинематографе таких чистых, романтически возвышенных историй сейчас нет. А они должны быть.