В масштабах всей России многогранную работу, которую проводят столичные власти, ещё только предстоит выполнить, и тут московский опыт незаменим. Этот большой практический опыт не может не быть востребован будущим президентом и его правительством.
Мы живём в интереснейшее время. Бурно развивается экономика страны, шаг за шагом решаются накопившиеся социальные проблемы, преображаются города. Буквально на глазах меняется уклад жизни людей, иным становится даже их внешний облик. Не будет преувеличением сказать, что Россия, преодолевая колоссальные трудности и препятствия, открывает сейчас новую эпоху своей многовековой истории.
Но, как показывает весь опыт прошлого, ценности и духовные основы развития страны не менее важны, чем приоритеты социально-экономической политики. В конечном счёте успешность этой политики базируется именно на моральных принципах и ценностях. Об уровне культуры и цивилизации всегда судят по отношению людей и властей к своему наследию, к тому достоянию, которое оставили нам предки. Минувший век во многом стал для России временем исторического беспамятства. В погоне за утопическими химерами было безвозвратно утрачено множество ценнейших памятников предшествующих эпох, перечёркнута преемственность поколений. Пренебрежение к историческому наследию продолжалось и в кризисные 90-е годы.
И лишь в наши дни благодаря усилиям первых лет нового тысячелетия, «времени накопления сил», появилась реальная возможность не только всерьёз позаботиться об этом бесценном наследии, но и приступить к восстановлению всего того в нём, что ещё не поздно вернуть к жизни. Первой на этот путь вступила Москва. Политика города в отношении памятников истории и архитектуры представляет собой последовательную реализацию намеченной мэром столицы Ю. Лужковым программы выявления и сохранения нашего общего наследия. Достигнув немалых успехов в экономическом развитии, Москва получила наконец возможность перейти от политики «вынужденной» к политике «необходимой». И намерена и дальше усиливать заботу о памятниках, возвращая величие и красоты прошлого нашим современникам и будущим поколениям москвичей.
У руководства города и московских строителей есть основания гордиться проделанной в последние годы работой. Становясь всё более современным мегаполисом, Москва сохраняет своё уникальное историческое лицо, но и возвращает себе многие, казалось бы, навсегда утраченные черты.
Восстановлены храм Христа Спасителя, Казанский собор, Петровский путевой дворец. Завершена реконструкция настоящей жемчужины нашей древней столицы – Музея-заповедника «Царицыно». Реконструируется парковый ансамбль «Коломенское». Практически из руин возрождаются дворцы и усадьбы «Архангельское», «Останкино», «Кусково», «Кузьминки». Идут работы по реставрации Марфо-Мариинской обители. Принято постановление о поэтапной реконструкции ещё одного дворцово-паркового ансамбля – «Лефортово».
К настоящему времени в Москве проведена тщательная работа по инвентаризации всех памятников истории и культуры, расположенных на территории столицы. Сформирован подробный перечень памятников, который сегодня включает 6,5 тыс. памятников истории и культуры. Среди них
2,5 тыс. объектов федерального значения, около 2 тыс. объектов регионального значения, 1,5 тыс. так называемых выявленных объектов культурного наследия, а также более 900 заявленных объектов, то есть тех, по которым поступили заявки от отдельных граждан. Работе с людьми, с простыми москвичами в Москомнаследии уделяют огромное внимание. Новый руководитель комитета В.А. Шевчук одним из приоритетов своей деятельности ставит информационную открытость и активное взаимодействие с общественностью. Без этого достижения в области сохранения культурного наследия были бы неполными.
Сегодня продолжается работа по постановке под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия. Только за последний год список объектов регионального значения пополнился 200 сооружениями. Приоритетным направлением остаётся реставрация объектов культурного наследия. За прошлый год более чем на 350 объектах проводились ремонтно-реставрационные и научно-исследовательские работы. В их числе – 100 культовых сооружений и 30 объектов монументальной живописи. Более чем на
45 объектах выполнен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ.
В столице разработано самое совершенное в стране охранное законодательство, которое может лечь в основу законодательства федерального. Создан институт общественных инспекторов. Всё более активное участие в реализации этой политики правительства Москвы принимает теперь бизнес. На вполне цивилизованную основу поставлены ныне отношения города с арендаторами и пользователями памятников.
Главная претензия, предъявляемая к реставрационным и восстановительным работам в Москве, – то, что создаются так называемые новоделы. Но Москва – развивающийся мегаполис со своим уникальным, исторически сложившимся архитектурным контекстом. Консервация города в целом и даже его отдельных объектов практически невозможна. Допустить ветшание памятников, разрушение и «прозябание» под предлогом их «аутентичности» – не меньшее зло, чем их уничтожение. Обеспечить уход, содержание многочисленных объектов наследия в мегаполисе возможно только в том случае, если они живут полноценной жизнью, если они «вписаны» в общую картину процессов, происходящих в Москве. Есть памятники действительно абсолютно неприкосновенные, их можно только оберегать, всеми силами сохраняя первоначальное состояние. Есть памятники, используемые под музеи, выставочные комплексы, посольства, резиденции. Самая массовая категория объектов (обычные дома своей эпохи, дома, посещавшиеся известными людьми и пр.) может активно использоваться под городские нужды, обязательно сохраняя внешний облик и другие элементы охраны, определяемые законом.
«Первозданность» подавляющего большинства дошедших до нас архитектурных памятников – вопрос тонкий. Все они на протяжении своего существования по нескольку раз перестраивались и модернизировались в соответствии с требованиями той или иной эпохи. Архитектурная история всех без исключения городов мира – это не статичная картина, а постоянная эволюция. Внутренняя перестройка старинных зданий с сохранением фасада и внешних стен способствует сохранению исторического облика города. Обветшалое историческое здание с планировкой позапрошлого века не может использоваться адекватно занимаемому ему месту, что так или иначе влечёт за собой его естественное или принудительное разрушение. Внутренняя переделка и модернизация старинного здания с сохранением его внешних очертаний сохраняют общий облик и колорит исторической застройки, исключают появление на его месте современных сооружений, не вписывающихся в исторический стиль места. Данная практика является общемировой и позволила сохранить исторический облик большинству крупных европейских городов.
В масштабах всей России многогранную работу, которую проводят столичные власти, ещё только предстоит выполнить, и тут московский опыт незаменим. Этот большой практический опыт не может не быть востребован будущим президентом и его правительством.
Конечно, нет никакого особого секрета в успехах, достигнутых городом как в области социально-экономического развития, так и в сфере защиты культурно-исторического наследия. Эти успехи обеспечены 15 годами стабильности власти в Москве, которую на протяжении этого времени возглавляет Ю. Лужков. Последовательная, эволюционная политика городских властей, отсутствие рывков и зигзагов в её проведении стали гарантией спокойного и уверенного развития столицы, позволили приступить к решению тех проблем, которые ещё недавно представлялись далеко не самыми актуальными.
Пути развития Москвы как отдельно взятого региона и всей России полностью совпадают. Это части единого государственного организма. Сейчас развитие нашей страны впервые за долгие годы уверенно набирает темп. Вот почему, чтобы не утратить его, так необходимы стабильность, преемственность власти. В этом – залог последовательности проводимой политики, новых успехов во всех областях общественной жизни и Москвы, и новой России в целом.