45-я параллель. Антология. – М.: Вест-Консалтинг. – 2010. – 528 с. – 1000 экз.
В самом ли деле важно, каким образом приходит сегодня к читателю произведение – на бумаге или на экране? Из-за чего ведётся «гражданская война» носителей?
Лев Пирогов в недавней беседе со Всеволодом Емелиным («ЛГ», № 2–3 с.г.) признавался, что от слова «Интернет» его немного тошнит. В этом с ним трудно не согласиться: стоит почитать комментарии к какой-нибудь заметке, как скулы сводит от безграмотности и пошлости сограждан.
Не будем сейчас рассуждать о специфических приметах маргинального сетевого стиля, как-то: «етчшо» (вместо «ещё»), «аффтар», «стихо», «рецка» и проч., написании сплошь со строчных букв, расстановке знаков препинания, как в диктанте, «под верёвочку». Есть ещё «жжош как ангимьот» и весь остальной корпус «словаря падонкаф». Всё это, наверное, требует специальных исследований. Но нас больше интересует вот какое замечание одного из авторитетных наших критиков: «На фоне общего падения интереса к литературе и катастрофического падения интереса к поэзии чуть ли не единственной средой её обитания стал Рунет, то есть практически виртуальная черта оседлости».
Однако говорить о сетевой поэзии обобщённо, с высоты птичьего полёта, – дело малообещающее. Потому что в Сети есть как общедоступные площадки (stihi.ru и подобные, где завести себе страничку может каждый), так и альманахи с определённой концепцией, редколлегией и собственными принципами отбора. К последним принадлежит и сетевой поэтический альманах «45-я параллель», удостоенный премии «Золотое перо Руси – 2007». Этот проект возглавляется Сергеем Сутуловым-Катериничем со дня его (альманаха) основания в 2006 году и даже ранее.
Почему ранее? Потому что на самом деле «сорокапятка», как зовут ресурс пользователи, была создана ещё в 1990-м, причём отнюдь не как виртуальное, а как вполне бумажное издание, отличавшееся изначальной установкой на глобальный охват всего мира, причём не обязательно именно по заявленной в названии 45-й параллели. Сергей Сутулов и Марк Шкляр ещё до масштабного наступления эры Интернета сумели отменить, отбросить само понятие «провинция» – 24 полосы невиданной прежде в Ставрополе газеты пестрили такими именами, как Дмитрий Лихачёв и Александр Солженицын, Борис Стругацкий и Сергей Юрский, Булат Окуджава и Эльдар Рязанов. Коллектив этого международного ежемесячника сумел доказать, что не только в так называемых культурных центрах, но и повсюду необходима великая культура. И прекратился выход «45-й» вовсе не из-за утраты интереса к изданию, а по удручающим своей простотой причинам: а) взлетевшие цены на бумагу и типографские услуги и б) упавшая платёжеспособность потенциальных читателей.
Итак, зёрна имелись, а почву отняли. Однако Сеть предоставила новые неогороженные пространства, где, конечно, стали буйно произрастать сорняки. Так почему бы не основать свою сетевую плантацию, не разбить свой ботанический сад по тем же принципам, что использовались для ежемесячника? А название для такого сада уже готово – «45-я параллель».
Новый альманах во многом унаследовал черты своего предшественника. Несомненным преимуществом его, как, впрочем, и всякого почти сетевого издания является, конечно, полная доступность читателям (плату за подписку на сетевое прочтение требует, насколько я знаю, только журнал «Сноб»). Ввёл в строку адреса www.45parallel.net – и читай себе. Хочешь – свежий выпуск, хочешь – исследуй архивы. У альманаха приятное оформление, удобный интерфейс, привлекательные рубрики: «Четвёртое измерение», «Вольтеровское кресло», «Сим-Сим», «Из первых рук». Обновление происходит каждую декаду: добавляются пять (в среднем) поэтических подборок, а также эссе под одной из рубрик. Чего, казалось бы, ещё желать? Живи себе в параллельном пространстве, отыскивай достойных поэтов во всех уголках мира – от Нью-Йорков до отдалённых сибирских посёлков, – публикуй их да радуйся.
Однако в самом конце прошлого года в свет вышла… книга, объёмистый том в более чем 500 страниц, – «45-я параллель. Антология». Этому, естественно, предшествовал чуть ли не год мытарств: известно же, каково в наше время издавать книги.
Значит, не желает всё-таки альманах оставаться чисто в параллельном пространстве, не соприкасаясь с миром бумаги и печатных станков? Спросить об этом уместнее всего у самого «закопёрщика» – Сергея Сутулова-Катеринича:
– Сергей, бытует мнение, что Интернет – большая помойка, где предоставлена возможность высказываться шариковым разных мастей, а это ведёт к умножению их, шариковых, поголовья.
– Интернет – он разный: и грязный, и прекрасный. Этот мир творят гении, поэты, учёные, художники, его же оскверняют подонки. Но шариковых в нём, убеждён, столько же, сколько и в реальной жизни. Интернет в этом смысле достаточно точно отражает соотношение носителей Добра и Зла.
На мою судьбу Интернет оказал решающее воздействие: первая публикация в «Сетевой Словесности» датирована декабрём 2002-го. С той поры – десятки, сотни публикаций и в Сети, и на бумажных носителях по всему миру.
– Существует ли, на твой взгляд, война между носителями?
– Войны между бумажными и сетевыми площадками, равно как внутренние, чисто сетевые войны, не менее жестоки, чем войны в Чечне, Афганистане или бомбёжки Белграда. Да, они идут постоянно. И Алая роза и Белая тоже воюют.
– «45-я параллель»: можешь ли привести такие случаи, когда кто-то из авторов впервые являлся к читателям именно через неё, и это каким-то образом оказывало воздействие на его дальнейшую судьбу?
– К широкому читателю, к примеру, вышел замечательный поэт Станислав Ливинский. У него были редкие малотиражные публикации в Ставрополе. Да и в Интернете он поначалу «плавал»: первую подборку Стаса для «45-й» составляли его друзья.
В нашем альманахе в рубрике «Сим-Сим» есть немало молодых авторов, впервые вышедших к широкому читателю. Наш альманах рекомендовал парней и девчат для участия в конкурсе «Илья-премия». Многие выступили достойно.
– Какие критерии отбора действуют в «45-й»?
– Мы «вывесили» изначально девиз: «Поэтам – да, графоманам – нет!» В редколлегии представлены настоящие, на мой вкус, поэты. Есть и классные авторы, с которыми я, редактор, советуюсь: публикуем – не публикуем? И если кто-то из моих друзей налагает «вето» на подборку, то так тому и быть.
Должен признать, что иногда – это было характерно для нашей «ранней поры» – редактор давал слабину: нынче уже бы ни за что не опубликовал десятка два авторов. Но каждый выпуск уходит в историю – перелицовывать её не стану.
Важно и вот что: эссе о поэтах класса Вознесенского, Окуджавы, Ахмадулиной, Чичибабина, Вегина, Бродского, Межирова, Коржавина в рубрике «Вольтеровское кресло» эксклюзивны: мы не занимаемся тупыми перепечатками биографий из Инета.
– Зачем всё-таки осуществляется перенос ресурса на бумагу? Может, всё дело в том, что бумага по-прежнему прочнее и интимнее Интернета?
– Если идёт речь о выпуске книги «45-я параллель. Антология», то это не перенос ресурса на бумагу, а попытка, причём, на мой взгляд, удачная, выхода к читателю с «Избранным».
Однако очевидно: избранного хватило бы на пять томов по 500 страниц. Достойных авторов в проекте-45 никак не меньше полутора сотен! Ни одна из интернет-редакций не сможет позволить себе такую роскошь.
Кстати, вспомнил! Совсем недавно предложил редактору очень интересного сайта «Зарубежные задворки» Евгении Жмурко прислать ей в Германию том «45-я параллель. Антология». В ответ: буду рада электронному варианту вашей книги – уже давно ничего не читаю с листа!
Беседу вёл