Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Замах на фунт – удар на пенс

01 января 2007

СКАНДАЛ

С таким результатом прошла Неделя русской литературы в Лондоне

Если ещё в прошлом докризисном году дебют издательств и писателей России на Лондонской книжной ярмарке можно было признать в целом успешным – в основном ради новизны и многолюдности самого участия, – то в этом году, увы, подобного не скажешь. Наблюдателя одолевало скучное чувство дежавю – и не только по составу писательской делегации. В конце концов нынче в российской делегации были и новые для Лондонской ярмарки имена – Владимир Маканин или Александр Терехов, они приехали в Лондон как полноправные участники впервые. Был заявлен как участник молодой писатель Герман Садулаев, но он по какой-то причине не смог порадовать своим присутствием ни устроителей, ни немногочисленных слушателей в книжном магазине на Пиккадилли. И, может быть, оказался прав.

Главный промах весьма дорогостоящего начинания был в том, что, исходя из уроков прошлого года, в этом году совершенно необходимо было сообразоваться со спецификой Лондонской ярмарки, которая по своему профилю – ярмарка авторских прав на информативно-справочную, энциклопедическую, биографическую и уж никак не художественную литературу. Чрезвычайно уместны были бы здесь, например, книги из серии «ЖЗЛ», академические литературные энциклопедии и даже биографические и библиографические справочники вместо представления пусть и неплохих, но для этой выставки совершенно «непрофильных» романов. Да ещё под таким вычурно-жеманным для щепетильного Лондона зазывным лозунгом: «Возвращение великого русского романа?».

Организаторы вместо обыкновенных профессиональных стендов решили пойти иным, более «фуршетным» путём, разложив книги немногих участвующих издательств (среди которых, оговоримся, были и такие «профильные» и уместные на этой ярмарке издательства, как «Ясная Поляна») на нескольких столах в надежде на то, что посетители ярмарки будут листать книги и разговаривать с их авторами и издателями. Увы, для этого не хватало не только общего английского языка, но и привычки к такой избе-читальне у профессионалов высокого ранга из других стран, принимающих участие в подобных мероприятиях не время от времени, как в данном случае Россия, а много лет подряд.

Весь дизайн, надо сказать, напоминал декорации к представлению профана о профессиональной литературе и профессиональном издательском деле, в том числе и гламурные белые диваны, на которых пришлось сидеть в унылом ожидании посетителей и бизнеса участникам российской делегации. Думается, немногие посетители так и не поняли этой театральной задумки, поэтому и такие важные мероприятия, как представление фонда «Русский мир» как одного из спонсоров этой «недели», и презентация его предполагаемого сотрудничества с лондонским Пушкинским Домом, что могло бы оказаться интересным нашим лондонским соотечественникам, прошли при минимальной аудитории. Может быть, ещё и потому, что билет на книжную ярмарку традиционно стоит в Лондоне немалых денег, и для «простого» посетителя часто нет резона тратиться на такие невнятные для него события. Всё это следовало бы учесть. Да и российских издательств на ярмарке оказалось до обидного мало, и это тоже, согласитесь, слабый магнит для привлечения внимания «русского Лондона» к современной русской литературе. Тогда при чём тут «Русский мир»?

Всё это выглядело бы более чем странно, если не знать, что организатором этого действа выступила некая «Академия Россика», повсеместным самопиаром которой, куда ни глянь, был украшен весь российский закуток ярмарки.

Откуда же столь явные и обидные для великой страны и великой литературы промахи, если занимается этим целая «академия», предполагающая в своём составе людей весьма компетентных в вопросах культуры как минимум? Вопрос оказывается риторическим, когда выясняется, что вся «Академия Россика» – это на самом деле – «театр одной актрисы», основателя, руководителя и единственного действующего члена этой псевдонаучной организации г-жи С. Аджубей, известной, как говорят, в Лондоне умением эффектно и гламурно тратить спонсорские деньги. Но эффектно не значит эффективно. И очень жаль, что участие до обидного немногих российских издательств в Лондонской ярмарке, которое могло бы стать при профессиональном подходе к делу и полезным, и прибыльным, свелось к просиживанию белых диванов в отсутствие адресного и профессионального интереса к тому, чем на самом деле живёт книжная Россия.

Когда такие пироги берётся печь (заметим, от имени целого – того или иного – государства) не профессиональный пирожник, а сапожник-дилетант, то и выпечка становится, как правило, несъедобной. Нет бы спросить, а кто кроме самой г-жи С. Аджубей уполномочил её делать выбор, «назначать» писателями всея Руси тех или иных персон? И хотя никакого протеста некоторые вполне известные в России имена вызвать не могут, но какова сама идея? Какова концепция такого показа? Назначенные «писателями» одним некомпетентным человеком те или иные реальные литературные персоналии ничего не потеряют, но и, похоже, не приобретут.

Это частная инициатива и частное мероприятие. Так тогда и проводиться оно должно на частные пожертвования, без привлечения денежных ресурсов российских министерств или фонда «Русский мир», который, к слову, толком даже не упомянут на многочисленных красочных рекламных буклетах, закладках и пригласительных билетах.

Соб. инф., ЛОНДОН

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS