Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Заметки близорукого

01 января 2007

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Михаил ЛАРИЧЕВРаботая над диссертацией, читаю репринтное переиздание многотомного трактата Н.А. Морозова «Христос», впервые вышедшего в 1924–1932 гг. Как ни относись к этому курьёзному и трагическому памятнику революционного материализма, но при чтении неприятнейшим образом режет глаза одна явная слабость нашего плюралистического времени. Режет глаза в буквальном смысле, ибо там, где текст, воспроизведённый фотографически, прерывается по какой-то причине набранным заново в наши дни, становится очевидным преимущество старого шрифта. Он куда более разнообразен, изящен, чи’ток.Вот, например, длинные извилистые хвосты букв Ц и Щ. Большинство нынешних шрифтов ими пренебрегает, хвосты куцы, Ш и Щ различаются только крошечным бугорком. А вот буквы Э и З, внизу украшенные необязательным, но таким приятным зубцом. Сверх того, перекладина Э изгибается (как и нога буквы Я), а З посередине завивается петлёй. Л – островерха, её отставленная ножка заканчивается шариком. Курсивная строчная в – с высокой петлёй, курсивная к – с высокой мачтой, одного роста с латинской. Потерь множество, из приобретений – только мачта строчной ф (для лучшего отличия от о).
Да что говорить об утраченных элементах, если почти пропало разделение линий на жирные или полужирные. Книги и газеты теперь печатаются по большей части одинаково жирным (или одинаково бледным) шрифтом.
Перебираю книги, вышедшие в последние десятилетия. Вот гарнитура «Обыкновенная»: хвосты обрезаны, линии выровнены, но сохраняется резкое противопоставление жирных и тонких линий, буквы вертикально вытянуты. Вот красивая гарнитура, не названная в выходных данных: Ц и Щ заканчиваются не витыми, а прямыми наклонными хвостами, одной длины с ними подножки буквы Д, всюду радует глаз ›. Ещё бы – книга-то детская! Взрослые, чай, перебьются… Вот гарнитура «Академическая»: начертания скупы, но вьющиеся хвосты и перекладины сохранены. С чего это она «Академическая»? Создана для АН СССР? Но вот она же названа Academia. Подозреваю, что это детище эстетствующих большевиков…
А вот антилитературная гарнитура «Литературная», шрифт-кастрат, царящий ныне повсеместно. Если мне не изменяют усталые глаза – то же самое, что осточертевший компьютерный Times New Roman. Но вот та же «Литературная» в латинском варианте, а вот как будто она же в дореволюционном исполнении – над строкой царят кресты «ятей» и точки i. Совсем другое дело. Неужели плох не шрифт, но алфавит?
Нет, дело не в кириллице, а в борцах с «излишествами»: кому-то «без надобности» не только лишние буквы, но и лишние линии. По существу, нынешняя русская «Литературная» – это возвращение к раннесредневековому уставу, возврат от архитектурного разнообразия к бревенчатой клети. Но в нынешнем «уставе» нет ничего, что оживляло бы рукопись. Это уже не бедное дерево, а мёртвый бетон. Как ни обидно, малобуквенный латинский шрифт богаче и приятнее для глаз, чем прекрасная, но урбанизированно-стерильная кириллица.
Кто-то из сторонников буквы › сравнил «урезанный» русский шрифт с унылым строем пятиэтажек, насилующим глаз. Сторонников «ёфикации» я поддерживаю по всем возможным причинам и в том числе очень остро чувствую резон «оптической гигиены» (термин палеографа В.Н. Щепкина).
Более того, выскажу чудовищно крамольную мысль: мне кажется, что русский язык ничего бы не потерял от возвращения изгнанных с позором I и «ятя». Правила употребления I элементарны. По существу, это будет перемена не в орфографии, а в графике: сосуществуют же в греческом сигма-строчная (s) и сигма-конечная (V), что идёт убористому греческому шрифту на пользу. (Да и в латинском шрифте сосуществовали s-конечное и начальное S-размашистое – впрочем, последнее, скорее, было излишеством и погибло от сходства с f.) Если не считать единственного смыслоразличительного исключения («Война мiров», но мирное небо), печатающий на компьютере может вообще не утруждать себя нажатием на клавишу I – буква будет автоматически выскакивать перед гласными и Й: сiянiе, русскiй, Россiя. Графическая же выгода превосходно заметна. Болеющим за экономическую сторону напомню, что узкая I сэкономит массу бумаги.
С «ятем» дело обстоит сложнее. С ним десятилетиями боролись не без оснований. Но и вступались за него, наверное, тоже не из единой косности. Наверное, не стоит вспоминать о самых крючкотворных способах употребления этой буквы (гордый крест коей я вынужден теперь заменять кочергою «твёрдого знака»). Но что дурного в том, чтобы писать, как нЪкогда, слова вЪра? Или нам некогда задуматься? Если мы по-прежнему употребляем разделительный «твёрдый знак», почему бы не использовать «ять», дабы с первого взгляда разделять по значению приставки нЪ-неопределённую и не-отрицательную, слова есть (н. вр. от «быть») и Ъсть («питаться»), вести («провожать») и вЪсти («новости»), именительный (море плескалось) и предложный (шторм на морЪ) падежи?
Можно возразить, что слова с «ятем» придётся, как бывало, заучивать списком. Но ведь мы вполне уживаемся с непроверяемыми безударными гласными и двойными согласными в словах «коррозия» и «апелляция». Вовсе необязательно полностью восстанавливать «ять» во всех правах, раз уж мы безвозвратно расстались с конечным «твёрдым знаком» и пишем чёрт (хоть иные полагают, что чорт гораздо страшнее). Но от крестов «ятя» над словами вЪра, вЪрность, звЪзда, вЪсть, вЪк, человЪк много не убудет.
Впрочем, лучшее, как известно, враг хорошего. Я уж опасаюсь, что меня сочтут прожектёром и утопистом и решительно отмахнутся от насущного вопроса об относительных недостатках нашего шрифта, которые так просто сменить относительными достоинствами. А потому покамест ура! Да здравствует буква ё! Больше гарнитур – хороших и разных! Издатели, не бойтесь выделиться, бойтесь слиться в серый буквенный бетон! Люди, не стыдитесь думать о мелочах! Ведь буквы, да и каждый из нас со своим зрением и своим языком – в сущности, такие мелочи.

P.S. Редактируя статью, я обнаружил, что надстрочные кавычки ("") в отличие от строчных («») тоже приятно разнообразят текст. Конечно, кому-то сразу подавай конституцию, но зачем же отказываться от хрена к севрюжине? 

Дометий ЗАВОЛЬСКИЙ

Обсудить в группе Telegram

Дометий Завольский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Поезда памяти

    30.06.2025
  • Дружба не обходится без песен

    29.06.2025
  • Планета Сент-Экс

    29.06.2025
  • Не стало Марии Копьёвой

    28.06.2025
  • Исследуя советскую Атлантиду

    28.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS