У меня есть хороший знакомый. Он не звезда экрана, не деятель искусства или, упаси господи, литературы, даже не нобелевский лауреат. Но его биография может быть гораздо интереснее любых VIP-персон и топ-моделей.
Начнём с родословной. Предки – простые селяне, крепостные. Быт известен: весной сев, и так, не вставая, до поздней осени. Не разгибая спины. Пашут, боронят, пока не соберут урожай зерновых. Есть и которые косят. Бабы что-то теребят, в основном лён.
А тут как снег на голову – зима! Что делать? Закрома заполнены до отказа, сеновалы забиты под завязку, лён оттереблён, с оброком полный ажур. Но мужик не может сидеть без дела. Шило у него в одном месте. И тогда выкатывают сани, приготовленные ещё летом, сбиваются в обоз и едут в город на отхожий промысел.
Разные имелись промыслы. Например, были сёла, где все мужики обладали редкой профессией настройщиков. Они очень ценились у музыкантов – от органистов до ложкарей.
Родичи же моего знакомого (а в сёлах все, как правило, родня) тащились в город к художникам-передвижникам. Они были профессиональными натурщиками!
Теперь вы сможете понять, как интересно рассматривать у него художественные альбомы, скажем, Третьяковки, которые, по сути, являются семейными.
Взять, к примеру, картину В. Маковского «Не пущу!» Там, оказывается, изображены прапрадед, прапрабабка и совсем ещё юный тинейджер – прадедушка.
Сказать по правде, насчёт прапрабабки – это исключение. Бабы, конечно, тоже хотели в город попозировать, а то и просто пройтись по панели. Всё лучше, чем выкармливать грудью щенков барской лабрадорши. Но мужики ни в какую! И не то чтоб они ревновали к художникам – у передвижников насчёт ню было ни-ни, а просто мужики были наслышаны о Данае. На полотне Зевс – не Зевс, золотой дождь или что-то там ещё, поди разберись, – а девку обрюхатили…
Но одну картину мой приятель особенно почитает и может подолгу рассказывать о её персонажах.
– Вот во втором ряду снизу третий справа дядя Никодим, певун, хохотун, все девки в близлежащих селениях – его. Видишь, как щерится… А самый верхний – это дедушка Егор, могучий был мужик. Мог что угодно согнуть, что под руку попадётся: пятаки, гривенники, сторублёвки, оглобли, серпы, молоты. От него даже всё прятали – урон хозяйству, однако…
И так о каждом.
Читатель, ты, наверное, гадаешь, что это за картина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», а то и, чем чёрт не шутит, «Заседание Государственного совета» И.Е. Репина? А вот и не угадали! Это замечательное полотно замечательного художника В.В. Верещагина «Апофеоз войны»!
Вот какой у меня интересный знакомый. Вот о каких людях надо писать. Вот кто доказывает, что далеко не все из нас Иваны, не помнящие родства. А у нас обсуждают, отсудит Плющенко стоимость иномарки у бывшей жены или нет. Стыдно!