Григорий Гачкевич. Весёлый алфавит! Стихи для детей. – СПб.: Четыре, 2021. – 40 с.: ил. – (Детская книжная вселенная).
Книга Григория Гачкевича – это не первая попытка «Литературной азбуки» для детей. Но я понимаю авторов, которые вновь и вновь берутся за эту форму. Гачкевич окрылён творческой задачей создать комфортное пространство для изучения алфавита и понимания стихотворного дискурса – как основу отечественного воспитания и миросозерцания. Кому-то покажется, что, мол, здесь сложного, написать четверостишие на каждую букву алфавита? Нет. Это сложно. Это почти тайнопись. Многоуровневая система смыслов и кодов. Гачкевич справляется.
Детская литература всегда нацелена только на читателя. Маленькие читатели обязательно добавляют к вербальному ряду визуальное изображение. Каждое четверостишие должно быть как картинка. Автор обязан идти вслед за психологией ребёнка, грамотно и тонко развивая его воображение.
С А начнётся алфавит,
Абрикос и аппетит,
А – начало всех начал
И для букв родной причал.
Вот первое четверостишие в книге. Первый текст. Зачин. И что мы видим? Каждое слово понятно. Рифма абсолютно точна. Слово «причал» создаёт романтический настрой, обостряет чувство простора. Уверен, что после такого начала маленький читатель загорится желанием пройти вместе с автором дальше, от буквы к букве.
Каждое четверостишие в этой книге – своеобразный перл.
Буквой Г гордятся гном,
А ещё гроза и гром.
Груша, гусь, грибы, гранат –
Этой букве каждый рад!
Опять-таки призываю читателей обратить внимание на ювелирный подбор лексики и смыслов.
Во-первых, гордость за первую букву. Это важная история. Некоторые дети сейчас стесняются своих имён, тяготеют к разным иноземным малопонятным никам. А здесь – гордость. Плюс сами гномы для детей абсолютно понятны смыслово. Автор вовлекает детей в игру. А дальше всё про аппетит, всё про светлое, праздничное настроение. Опять-таки самые приятные ассоциации у детей это рождает. Как тут не запомнить такую букву?
Гачкевич хорошо чувствует тон, цвет и звук каждой буквы. Его азбука не только смысловая, но и звуковая. Определённое сочетание звуков настраивает на тот или иной лад, в зависимости от буквы.
С буквой Ё знаком лишь ёж –
Ё так просто не найдёшь!
Возмутился сразу ёрш:
«С буквой Ё и я хорош!»
Вот, к примеру, буква Ё. Здесь ставка не только на букву, которая описывается, но на неповторимое обаяние шипящих.
А вот И:
И как иволга поёт
И изюм нам раздаёт,
И – иголка и икра,
И – весёлая игра!
Здесь длиннота звука великолепно подражает птичьему пению. Автор не боится повторить этот звук два раза, чтобы лучше зафиксировать протяжность. И опять впечатляет точность рифмы.
Следом совсем другой образный ряд. Букву К окутывает сказочная атмосфера, и в этом есть определённый код, выбор тех слов, что для ребёнка составляют целый мир:
Буква К – и кит, и кот,
И клубника, и компот,
И картошка, и котлета,
К – и кукла, и карета!
Продолжается эта магическая история и в букве Т.
Т – и танец, и туман,
Тыква, тополь и тюльпан,
Тигр, торт и телефон,
А ещё труба и трон!
Конечно, рассуждая о такого рода книгах, структурно уже запрограммированных, хочется поймать на чём-нибудь автора. Как, к примеру, решаются литературные истории со сложными буквами? Как быть, например, с Ъ? Гачкевич отыскивает любопытнейший приём для этого:
Твёрдый знак в словах поныне
Встретишь лишь посередине:
Например, подъём, подъезд.
Кто запомнит – персик съест!
Но самый высокий класс автор демонстрирует со сложной и немного неуклюжей буквой Ы:
Букву Ы в словах в начале
Мы ни разу не встречали:
Сыр и крыша, рысь и мышь
И, конечно же, малыш!
Каждый детский писатель – это, бесспорно, ещё и педагог. Гачкевич достойно исполняет эту миссию. Причём без капли назидательности, всё в книге выстроено для того, чтобы ребёнку было комфортно. В чём это выражается?
Во-первых, он предельно расширяет лексикон маленького читателя, вводит массу слов, интересных, многозначных, образных, и делает это в непритязательной игровой манере.
Во-вторых, за счёт идеальной построенности силлаботоники он даёт читателю ощущение гармоничности мироустройства, чередование строк и рифм – это своеобразный код, с помощью которого дитя обретёт гармонию на интуитивном уровне. И, в-третьих, весь текст освещён тихим светом счастья творчества, нет ни одного непродуманного, «тёмного» слова, и в этом и художественная, и воспитательная функции соединяются.