Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Заокеанская палитра

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

М. Гладуэлл. Что видела собака: Про первопроходцев, гениев второго плана, поздние таланты, а также другие истории. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 393 с. – 5000 экз.

Стильная обложка, хорошая бумага, почти четыреста страниц текста. Российское издательство выпустило сборник статей американского журналиста Малкольма Гладуэлла, автора журналов The New Yorker и Washington Post. Немногие российские публицисты удостаиваются такого внимания. Чем же заинтересовала издателей эта книга?

Круг тем, избранных этим журналистом для исследования, весьма обширен, хотя, думаю, несколько озадачит нашего читателя. История кетчупа исследована в подробностях, описаны причины его популярности и даже есть сравнения с историей горчицы. Столь же подробно Гладуэлл рассказывает о краске для волос, о создателе противозачаточной таблетки. И тут же, в том же стиле, с той же ин­­­то­на­цией, что и о кетчупе, – статьи о писателях, ху­дож­никах, «поздних талантах», неудачниках, суперпродавцах и «воспитателях» собак. Такова заокеан­ская палитра.

Что ж, прекрасно представляю себе благополучного американца-обывателя, с утра за завтраком берущего в руки журнал и читающего: «Дегустация кетчупа продолжалась четыре часа, два утра подряд. Шесть дегустаторов сидели вокруг большого круглого стола, посередине которого стоял вращающийся поднос для приправ. Перед каждым участником стояли две маленькие чашки: одна с кетчупом Heinz, другая с кетчупом World’z Best. Их надо было оценить по 14 характеристикам вкуса и консистенции в соответствии со шкалой из 15 пунктов, принятой в кулинарной сфере». Только нам-то это зачем? Масса пустых подробностей, предназначенных для того, чтобы забить голову читателю и создать у него иллюзию некоей мыслительной деятельности.

В аннотации к сборнику написано, что Малкольм Гладуэлл в 2005 году вошёл в список 100 самых влиятельных людей по версии журнала Time. Вполне возможно, что какие-то другие его работы и заслуживают столь высокой оценки, но опубликованные в этой книге статьи вряд ли смогли бы на что-то повлиять.

Один из героев его статьи, юрист Бен Фаунтин однажды решил оставить выбранную в юности карьеру и посвятил себя писательству. Вполне вероятно, читателю будут интересны присовокуплённые факты о том, что Марк Твен опубликовал «Приключения Гекльберри Финна» в 49 лет, а Даниэль Дефо написал «Робинзона Крузо» в 58. Но к чему вплетать в статью опять же по верхам обозначенную биографию художника Сезанна, оправдывая эту параллель в первую очередь тем, что «…картины, созданные им после 60, оценивались в 15 раз выше картин, написанных им в молодости»? В результате – ощущение беспорядочно набросанных фактов переходит в стойкое раздражение по отношению к журналисту, всуе упоминающему имя великого художника и озабоченному только одним: когда творчество начинает приносить доход, кто из близких родственников материально поддерживает человека, в середине жизни решившего кардинально сменить род деятельности и отказаться от прежних доходов, и когда «поздние таланты» начинают пользоваться успехом в глазах других людей.

Максимум разнообразной информации об истории явления, оценка шансов на успех и денежный доход – вот главные составляющие этих статей независимо от предмета разговора. Даже темы, претендующие на полемичность, как, например, статья о нападении агрессивных собак на людей, гибнут под напором обилия противоречивых фактов и практически полного отсутствия яркой мысли и аргументированной позиции автора.

Сборник прочитан. Читатель в недоумении – с кем он общался – с американским журналистом или с безликим набором сведений? В последнее время мы так активно заимствуем у американцев их далеко не лучшие системы образования, питания и развлечений… Так неужели этот сборник предложен нашему вниманию в качестве знакомства с перспективой для российской журналистики? Имеющей, кстати, свои глубокие традиции и хорошую школу?

Наталья ГАМАЮНОВА

Обсудить в группе Telegram

Наталья Гамаюнова

В 1988 г закончила школу № 67, филологический к... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS