Мне всегда казалось странным, возможно, даже нелепой ошибкой, что чревоугодие, то есть угождение своему желудку, оказалось в списке смертных грехов. Обжорство - да, от обжорства умирают. Но чревоугодие?..
Человек рождается в крови и в муках и умирает на смрадном ложе, успев сгнить изнутри. Жизнь его полна лишений и страданий, судьба то и дело наносит ему жестокие удары. Разве такую жизнь назовёшь прекрасной? А она прекрасна! Создатель приготовил человеку много радостей. Он видит восходы и закаты, восхищается звёздным небом, ему ведома радость творчества и созидательного труда. Творец всего земного уготовил ему такую великую радость, как радость Любви.
Припасть губами к живой струе чистого родника, дышать запахами весеннего сада, да и просто дышать, пить, есть... разве это не великая радость!
Если бы человек мог обходиться без пищи -тогда другое дело. Но Господь задумал по-другому. Человек должен питаться. Что же получается? Просто набить желудок, чтобы обеспечить жизнедеятельность организма, - это хорошо, а питаться вкусно и разнообразно - грех?
Нет, нет и нет. Предупреждаю строгого читателя: я - чревоугодник. Всегда и при всех обстоятельствах готов угодить своему желудку. Пусть это будет скудный набор продуктов. Но блюдо из них должно быть хорошо приготовлено и красиво подано на стол.
Так и обозначим эти заметки: записки чревоугодника.
Моё кредо таково: то, что вкусно, то и полезно для организма. (Нет, разумеется, правил без исключений.) Организм часто сам подсказывает, что ему нужно. К примеру, он говорит беременной женщине: хочу извёстки. И она царапает ногтями стену и ест то, что наскребла. Я же вообще всегда советуюсь со своим желудком. Скажем, прихожу домой, жена спрашивает: «Что тебе приготовить на ужин?» Мгновенно переадресовываю этот вопрос желудку. Он отвечает: «Хочу макароны». Я говорю жене: «Свари мне, пожалуйста, спагетти».
Врачей-диетологов и любителей диет прошу эти заметки не читать.
Кстати, о наших диетологах. Включаю как-то телевизор и как раз нарываюсь на передачу: врач-диетолог рассказывает, как надо правильно питаться. Передача снимается в обыкновенной квартире. Дама-диетолог открывает холодильник:
«Так_ посмотрим, чем вы питаетесь» Достаёт из холодильника пакет молока. «Молоко. Это всегда хорошо. Но... посмотрим жирность. О, нет, нет! В вашем возрасте» Камера - крупно - показывает лица хозяев квартиры. И он, и она довольно крепкие люди в возрасте 55-60 лет. «В вашем возрасте, - продолжает дама, - полезно молоко более низкой степени жирности. Поэтому откладываем этот продукт вот сюда, на стол» Снова лезет в холодильник и достаёт прозрачный пакет с яблоками. Яблоки зелёные, иностранные (родных-то яблок в магазинах нет) ну что вам их описывать, все их пробовали - ни вкуса, ни цвета, ни запаха. «Яблоки всегда полезны, в них много витаминов, в них - железо, так необходимое организму»
Яблоки дама оставляет в холодильнике, зато достаёт оттуда что-то, завёрнутое в целлофан. Брови её удивлённо ползут вверх... «Что это?
- Сало! Из деревни прислали^ - Нет, нет, нет, это откладываем в сторону» Теперь в её руках оказывается баночка с чем-то красно-коричневым. «А это что? Что?! Аджика^ Аджика!!! Ну, граждане мои дорогие, это ни в какие ворота не лезет...»
Камера снова показывает лица хозяев квартиры. Заметно, что они немного прибалдели - да-ма-диетолог забраковала три четверти продуктов из холодильника. А они-то, дураки, всю жизнь их ели и не подозревали, что принимают яд. Ну, хватит о диете, поговорим о еде
Приехали мы однажды в город Орск. Это на самой границе с Казахстаном. уральскими казаками. Но в 1954 году тогдашний царёк Никита Хрущёв подарил не только Крым Украине, не только Порт-Артур китайцам, не только Левобережье Терека Чечено-Ингушской АССР (сотни лет там были казачьи станицы, жили казаки, главным делом которых было охранять южные границы России от набегов кавказских племён); но в том же 1954 году Хрущёв подарил Казахстану пять огромных русских областей. Взгляните на карту - сегодня Казахстан больше, чем вся Европейская часть России. Даже Транссибирская магистраль проходит через Казахстан, скоро будем деньги платить (а может, уже и платим).
Крепость - станица Орская - Орск так и остался деревней. Маленький, продуваемый ветрами городок на реке Урал. Но за городом огромный металлургический комбинат, иногда приезжают иностранцы.по-итальянски означает «крепость» (почему по-итальянски, кто бы объяснил?). Гостиничные номера называются «камерами». Camera по-итальянски - номер в отеле. В коридорах бронзовые таблички: «camera 201-230». Ресторан же, наоборот, весь ужасно французский. Называется Le Jardin - «сад». Заглянули в меню. Мамочка дорогая! Цены - как в Москве, если не больше, и ни одного русского названия. Ни щей, ни каши. Только турнедо, фуа-гра, а-ля португез
Человеку неопытному можно дать такой совет. Если ресторан с «понтами» - ну, например, если у входа негр в ливрее, если в меню одни фуа-гра, да турнедо, да устрицы, привезённые невесть когда и невесть откуда, если цены бешеные, - у вас серьёзный шанс отравиться.
Конечно, мы отравились. Вечером меня, полуживого, с температурой, засунули в поезд. Морозным утром - Челябинск. Встретили, отвезли в гостиницу. Современный отель, но те же «пон-ты», только название другое - «Виктория», кажется. Спускаюсь в ресторан, открываю меню: фуа-гра, турнедо, а-ля португез Да, думаю, дело плохо. Прошу позвать повара. Выходит деревенского вида молодой парень. Белобрысый, глаза голубые, широкая добрая улыбка. Ну, думаю, такой не подведёт. Объясняю, что вот, мол, отравился в таком же «понтярском» ресторане, только в 400 километрах отсюда. Не может ли он сделать бульон из цыплёнка. «Да, конечно, о чём разговор»
Жду полчаса. Настроился на прозрачный с золотыми кружочками бульончик. Жрать, однако, хочется.
Приносят бульон - чёрного цвета!
- А почему он у вас чёрный?
- Мы туда соевый соус положили^ Хотелось мне вылить этот бульон на голову
симпатяге-повару. Но_ Встал из-за стола, расплатился и вышел в город - искать столовую.
Ч то же мы за обезьянья порода! Всё кажется, что у соседа во рту кусок слаще. Оно и правда, кухни мира разнообразнейшие и восхитительные. Всего хочется попробовать. Тем более что много-много лет мы были лишены такой возможности. 70% населения и сейчас лишены. Вряд ли крестьянин из-под Тамбова или ткачиха из Иванова когда-нибудь попробуют устрицы и мидии, фуа-гра и марсельскую уху (буйабес), спагетти alle vongole (с маленькими белыми ракушками), суши и сашими, китайскую, индийскую, тайскую кухню. Обидно.
Мир состоит не только из музеев и уникальных явлений природы. Кухня - это тоже произведение искусства. И чем выше культура народа, тем лучше его кухня.
Я бы лично на первое место поставил французскую кухню, на второе - китайскую. На третье, четвёртое, пятое места претендуют многие народы. Последнее место, без всяких сомнений, достанется американской кухне.
И всё-таки лучше, богаче, изобретательней русской кухни нет ничего. Отнюдь не квасной патриотизм во мне заговорил. Под русской, российской кухней я имею в виду кухню не сегодняшней обгрызенной России, а кухню Российской империи, или, если угодно, Советского Союза. Ну и что же, что он распался. Кухня-то осталась. За 200-300 лет совместного существования всё так переплелось - и в обычаях, и в традициях, и в еде.
Плов и харчо вы найдёте в любой заводской столовой. Борщ и окрошку готовят и грузины.Правда, по-своему, но готовят. Любопытно - окрошку на Кавказе готовят из кислого молока, из айрана и мацони. А на Кавказских Минеральных Водах - даже из минеральной воды. И не поймёшь - квас это или нарзан.Что уж говорить про шашлык, который давно стал русским национальным блюдом. У нас прижился кавказский шашлык; узбекский (его я больше люблю) не привился, не разводим курдючных баранов.
Россия - многонациональная страна. За последние годы она стала ещё многонациональнее: прибавилось и узбеков, и таджиков, и грузин, и азербайджанцев, и армян, и украинцев. И кухня соответственно многонациональная.
Одна только грузинская кухня могла бы поспорить с любой лучшей кухней мира. А российская кухня состоит из грузинской, азербайджанской, армянской, кухни народов Северного Кавказа, молдавской, украинской, белорусской, среднеазиатской, бурятской, кухни северных народов и, собственно, русской кухни.
Ну, скажете, какая там кухня у северных народов? Тюлень да олень! А уху из тайменя или хариуса вы пробовали? А свежую оленину? Существует много способов её приготовления, мне нравится самый простой. Когда она с утра ва-ленного снега, иголки падают с соседней ёлки; их надо вынимать, но и они сыграют свою роль
- придадут необъяснимый аромат всему вареву. Ну и всё это с водочкой, без водочки ни одно приготовленное на морозе блюдо правильно не усвоится.
А строганина? А котлеты из медвежатины? А какая-нибудь сосьвинская селёдка? То-то!
Пельмени. Вот что готовят по всей Руси Великой. В Сибири их заготавливают мешками, на всю зиму.
Интересно проследить путь пельменей с Востока на Запад, их эволюцию.
Родились они в Китае. Китайцы много чего изобрели: и порох, и бумагу, и шёлк, и пельмени. Китайские пельмени и по сей день самые вкусные. Как они, китайцы, умудряются делать прозрачно-тонкое тесто, которое не рвётся и сохраняет бульон, все соки и содержимое мешочка,
- секрет, за которым, к сожалению, не охотятся разведки мира.
Двигаясь на Запад, мы попробуем монгольские позы и бурятские бузы. Тоже, на мой взгляд, вкуснее, чем русские пельмени. Затем пойдут сибирские (маленькие) и уральские (большие) пельмени. Спустимся на юг - узбекские манты. Они готовятся на пару, в специальной посуде. На Кавказе - хинкали.
Хинкали мало где умеют готовить. Тесто толстое, к тому же рвётся. Но уж если хинкали приготовлены на совесть - у-у! Как говорят в Одессе, пульс можно потерять.
Армяне и молдаване готовят долму. Это те же пельмени, только вместо теста виноградный лист. По сути, и голубцы - пельмени. Только обёртка другая - из капустного листа.
На Украине вареники. С мясом, с картошкой, с капустой, с вишней. Есть ещё галушки. Внутри
- ничего. Чтобы попробовать вареников, не обязательно ехать в Украину (теперь положено говорить так: «в Украину»; иначе оскорбительно для украинского слуха, звучит как «на окраину»; от этого слова и произошла «Украина»).
Вареники чрезвычайно популярны на всей территории бывшего Советского Союза.
И, наконец, двигаясь дальше на «дикий» Запад, мы встретим европейские пельмени: пресные, сухие - ни уму, ни сердцу, ни желудку! -итальянские равиоли.
К^ультура еды и пития - совсем не простое де-^ ло. За годы Советской власти мы совершенно потеряли эту культуру. «Я пью только коньяк», - заявляет гость. Хорошенькое сочетание! На столе дымящаяся картошка, селёдочка с лучком, квашеная капуста, малосольные огурчики^ и коньяк.
Помню, во времена Советской власти партийное руководство районного масштаба пило водку. Под обычную закуску: селёдочку с картошкой, сальце с чесноком^ Начальство же городского или областного масштаба пило коньяк. Под ту же закуску: селёдочка, сальце, солёный огурец^
Коньяк, виски, граппу вообще пьют без закуски. А вот если ты пришёл с мороза, а на скатерти-самобранке теснятся сельди с горчичным соусом, солёные грузди, маринованные рыжики, свежесолёная сёмга, холодец с хреном, а хозяйка уже несёт дымящиеся суточные щи, которые всю ночь мёрзли в холодильнике, тогда надо начинать с водочки. Но только - начинать!Потом можно и даже нужно пить всякие другие напитки.
Кстати, и лимоном нигде в мире коньяк не закусывают. Это наше, русское изобретение, а точнее - нашего последнего государя Николая Александровича Романова. Как известно, Николай II любил пропустить рюмочку-дру-гую. Гуляя по Царскому Селу, он всегда сворачивал в казармы. Там уже его ждали офицеры из личной гвардии императора; на столе стоял коньяк и нарезанный дольками лимон.
Мои друзья, офранцуженные русские, рассказывали, как в начале девяностых наши новые русские «завоевали» Париж.
В кафе вваливаются четыре здоровых лба, садятся за столик, заказывают официанту:
- Коньяк!
Гарсон приносит четыре больших пузатых бокала. На дне плещутся двадцать граммов коньяка.
- Чо ты принёс? Тащи бутылку!
- Ун бутей?! - удивлённо переспрашивает официант.
- И лимон!
- Комман? - не понимает гарсон. Странные посетители рисуют на салфетке что-то, похожее на лимон.
- А-а, ун ситрон! - гарсон приносит бутылку и целый лимон.- Нарежь! - показывают ему жестами. Гарсон уносится на кухню, приносит лимон, разрезанный на две части.
- Ну, ты посмотри на этого мудака! Как ты нарезал?! - посетители опять что-то рисуют, гарсон уносится на кухню, приносит новый лимон и нож
- режьте сами.
Уже все посетители кафе смотрят на необычную компанию. Вот они налили по полстакана, выпили, пососали лимонную дольку^ Вскоре бутылка заканчивается.
- Ещё бутылку!
Гарсон мигом приносит вторую бутылку и нарезанный кружочками лимон_ Быстро выучился. Но заканчивается и вторая бутылка.
- Ещё!
Гарсон о чём-то шепчется с барменом. Похоже, случился маленький конфуз - бутылок с «Хеннес-си» всего две. Обычно их хватает на месяц - на два. «Беги в соседнее кафе, - шепчет бармен гарсону,
- одолжи у них, когда ещё нам так повезёт^» Теперь-то в парижских кафе знают, как русские пьют коньяк - ничего объяснять и рисовать на салфетках не надо. Так мы второй раз в истории «завоевали» Париж.
К сведению наших любителей коньяка: тот коньяк, что мы пьём в России, - вовсе не французский. Вернее, не совсем французский. История тут простая.
Французы снабжали весь мир коньяком. И вот открылся «железный занавес» и выяснилось, что за ним_ триста миллионов человек пьют коньяк
- бутылками!
У французов столько винограда нет! Вот они и настроили кучу заводов (в основном в Восточной Европе, особенно много в Польше). Производство там французское, а вот виноматериалы другие. Я даже был однажды на заводе в городе Пятигорске, который производит греческую «Метаксу». Провели меня по цехам - всё чистенько, культурненько^ Но «Метаксу» я теперь не употребляю.
Вы заметили: ни в одном московском ресторане вы не найдёте ни армянского, ни грузинского, ни прасковейского коньяка. Невыгодно. Зачем продавать задёшево хороший коньяк, когда можно продать задорого суррогат. На этом рестораторы имеют до 1000 % прибыли.
На чём мы остановились? Ах да - на том, что начинать лучше с водочки. А потом можно (и даже нужно) пить другие напитки^
Все эти «обязательные предписания»: «не мешать», «не понижать градус» пришли к нам из нашего голодного тёмного прошлого. Весь мир мешает всё со всем, понижает и повышает градус. И в России до Советской власти так было. Вот что у А. Чехова пьёт за обедом надворный советник Семён Петрович Подтыкин:
«Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина^ Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бене-дектинцев».
Как вы понимаете, Семён Петрович выпьет и того, и другого, и третьего. И помешает, и пони-зит_ Правда, в конце рассказа его хватит апоплексический удар. Но совсем не от этого. Все остальные надворные, статские и тайные советники пили и закусывали точно так же, и ничего^ Умирали только от старости.
Для большей убедительности опишу вам, что пьют за хорошим обедом французы. Нет в мире более высокой культуры еды и пития, чем во Франции. Итак.
Сначала француз выпивает аперитив. Как правило, крепкий напиток. Это может быть водка, виски, перно (анисовая водка), eau de vie (eau de vie - тоже водка, но из фруктов и ягод. Из винограда, из сливы, из абрикосов, из груши, из малины (Framboise). В Грузии водку из фруктов и ягод называют чачей, на Балканах - ракией, в Италии
- граппой, в Германии - шнапсом, во Франции
- eau de vie).
Начинается обед. Сначала белое сухое вино, причём нескольких сортов. Закуски, как правило, рыбные.
Потом подают fois gras (фуа-гра). К гусиной печени полагается тоже белое вино, только сладкое - сотёрн.
Перед подачей главного блюда француз вспоминает о желудке. Надо облегчить ему работу
- ему предстоит принять в себя тяжёлое мясное блюдо. На столе появляется высокий бокал, в нём шарик мороженого и какая-то жидкость. Это «нормандская дыра» (trou normand) - мороженое в кальвадосе. Французы уверяют, что после этого в желудке образуется дыра, то есть пустое пространство, куда легко поместить главное блюдо. К главному блюду (утка, гусь, баранина, голубь) подают красное вино, опять-таки разных сортов.После десерта француз выпьет что-нибудь крепкое. Скажем, арманьяк. Коньяк настоящий француз пьёт редко. Существует поговорка: французы подарили миру коньяк, а арманьяк оставили себе.
Видите, сколько этот француз перемешал в себе, сколько раз понизил, а потом повысил градус. Предлагаю выбросить из головы все эти советские глупости. Вы ещё вспомните другую советскую дурь: «вино на пиво - диво, а пиво на вино - говно». В послевоенном моём детстве мужики в пивной, помню, возьмут кружку пива, отопьют половину, а потом выльют в кружку чекушку водки. И новой кружкой пива запьют. И нормалёк. Идут весёлые домой.
Несколько раз мне приходилось обедать у Солженицыных в Вермонте. Простая, но хорошо приготовленная еда. Датская водочка (русской там нет) - тоже приятная. Я обратил внимание на совсем маленькие гранёные рюмки.
- А это и есть нормальная русская рюмка, -объяснил Александр Исаевич. - 20 граммов. На один глоток.
На богатом русском столе огромное количество закусок. Поэтому и рюмки такие маленькие. Махнул одну - закусил солёным груздем в сметане. Махнул другую - малосольным огурчиком. Третью можно - селёдочкой с молодой картошечкой в сливочном масле. Таким образом, можно выпить 10-15 рюмок, и всего-то будет 200-300 граммов.
А у нас ведь как пьют. Положит гость в тарелку салатов, селёдки, колбасы, маринованных маслят, дёрнет полстакана, а потом жрёт это отвратительное месиво.У Чехова в какой-то пьесе гости в ожидании, когда их пригласят к столу, спорят, какая закуска лучше.
«Один:
— Селёдочка-матушка всем закускам — закуска. Второй:
— Солёный огурец лучше. Учёные с сотворения мира думали и ничего лучше солёного огурца не придумали^»
Детство и юность мои были голодными, никаких разносолов на столе отродясь не было. Потом, когда нам подарили свободу передвижения, поездил, конечно, по миру, всего попробовал, отвёл душу. А до этого я изучал кухню только по художественной литературе, по книгам великих русских и зарубежных классиков.
Ярче всего писали об обжорстве два самых тощих русских писателя: Гоголь и Чехов.
Хочу предложить молодому читателю описание обеда Чичикова у помещика Петуха. Вряд ли кто из молодых людей отважился прочесть второй том «Мёртвых душ».
«Закуске последовал обед. Здесь добродушный хозяин сделался совершенным разбойником. Чуть замечал у кого один кусок, подкладывал ему тут же другой, приговаривая: «Без пары ни человек, ни птица не могут жить на свете». Съедал гость два — подваливал ему третий, приговаривая: «Что ж за число два? Бог любит троицу». Съедал гость три — он ему: «Где ж бывает телега о трех колесах? Кто ж строит избу о трех углах?» На четыре у него была опять поговорка, на пять — тоже. Чичиков съел чего-то чуть ли не двенадцать ломтей и думал: «Ну, теперь ничего не приберет больше хозяин». Не тут-то было: хозяин, не говоря ни слова, положил ему на тарелку хребтовую часть теленка, жаренного на вертеле, лучшую часть, какая ни была, с почками, да и какого теленка!
— Два года воспитывал на молоке, — сказал хозяин, — ухаживал, как за сыном!
— Не могу! — сказал Чичиков.
— Да вы попробуйте, да потом скажите: не могу!
— Не взойдет. Нет места.
— Да ведь и в церкви не было места. Взошел городничий — нашлось. А ведь была такая давка, что и яблоку негде было упасть. Вы только попробуйте: этот кусок — тот же городничий.
Попробовал Чичиков — действительно, кусок был вроде городничего. Нашлось ему место, а казалось, ничего нельзя было поместить...
А за ужином опять объелись. Когда вошел Павел Иванович в отведенную комнату для спанья и, ложась в постель, пощупал животик свой: «Барабан! — сказал,— никакой городничий не взойдет!» Надобно же было такому стеченью обстоятельств: за стеной был кабинет хозяина. Стена была тонкая, и слышалось все, что там ни говорилось. Хозяин заказывал повару, под видом раннего завтрака, на завтрашний день, решительный обед. И как заказывал! У мертвого родился бы аппетит. И губами подсасывал, и причмокивал. Раздавалось только: «Да поджарь, да дай взопреть хорошенько!» А повар приговаривал тоненькой фистулой: «Слушаю-с. Можно-с. Можно-с и такой».
— Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там этакого^
— Слушаю-с. Можно будет и так.
— Да чтобы с одного боку она, понимаешь — зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы и не услышал ее во рту
— как снег бы растаяла.
«Черт побери! — думал Чичиков, ворочаясь. — Просто не даст спать!»
— Да сделай ты мне свиной сычуг. Положи в середку кусочек льду, чтобы он взбухнул хорошенько.
Да чтобы к осетру обкладка, гарнир-то, гарнир-то чтобы был побогаче! Обложи его раками, да поджаренной маленькой рыбкой, да проложи фаршецом из снеточков, да подбавь мелкой сечки, хренку, да груздочков, да репушки, да морковки, да бобков, да нет ли еще там какого коренья?..
...Но сквозь одеяло слышалось беспрестанно: «Да поджарь, да подпеки, да дай взопреть хорошенько». Заснул он уже на каком-то индюке».
Культура еды и пития прервалась у нас в 17-м году. Забылась богатая история русской кухни. Многое надо открывать заново. Но открывать надо. Один из путей для исследователя - русская литература.
Писатель Иван Шмелёв пишет в одном своём эссе о богатейшей русской кухне и с восхищением перечисляет названия некоторых блюд, которые готовились в дни Великого поста. Не только сами блюда, но даже некоторые слова нам совершенно незнакомы.
«^А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу!.. А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение с вязигой, с осетринкой!.. А калья, необыкновенная калья с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками^» С ума сойти!
§ ^ ак научиться пить и не пьянеть? ^ У каждого свои секреты, общей формулы не выведешь. Я, например, могу напиться при трёх условиях: если хороша выпивка, если вкусная закуска и если у меня хорошее настроение. Тогда только чуть-чуть теряю контроль и равновесие. Помню, когда умерла мама, я решил на поминках напиться - утопить горе в вине. Ничего не получилось.
Например, грузины пьют за праздничным столом огромное количество вина. Как правило, белого сухого, оно полегче, чем красное. Вот считайте: не меньше чем тридцать тостов - значит тридцать полных стаканов вина. Советских гранёных стаканов граммов по 150. Ну, конечно, хитрят, не допивают, оставляя на дне стакана граммов по десять^ Можно отлучиться в туалет, пропустить пару тос-тов_ Напиться за грузинским столом - позор. А если напьётся тамада - позор неслыханный.
Обедаем мы однажды в перерыве между съёмками в какой-то столовой в Батуми. За соседний стол сел человек, простенько одетый, деревенского вида. Ему принесли стаканов десять горячего какао. Он достал из кожаной потёртой сумки свёрток в промасленной бумаге. Развернул, там оказалось сливочное масло. С полкило примерно. Он брал столовую ложку масла, размешивал в стакане и выпивал его. И так все десять стаканов.
У кого только я не спрашивал: что это было? Пока один грузин не объяснил: это был тамада! Он готовился к вечернему застолью.
Как я понял: он «смазывал» своё нутро, чтобы алкоголь не впитывался в стенки желудка и не попадал в кровь_
Терпеть не могу пьяных - ни мужчин, ни женщин. Рассуждаю как грузин: какой же ты мужчина, если можешь напиться до скотского состояния?
Пить можно всем, Необходимо только Знать, где и с кем, За что, когда и сколько!
- писал Расул Гамзатов (вольный перевод стихотворения поэта Древнего Востока).
Никакие самые изысканные блюда не полезут в горло, если нет сотрапезника, человека, который может по достоинству оценить творение повара и поддержать приятный разговор.
Как-то в Думу зашёл ко мне знакомый священник, отец Иннокентий, правнук святого Иннокентия Аляскинского. Потрапезничали с ним в думском буфете. За соседним столом обедал в одиночестве Григорий Явлинский. Встав из-за стола и проходя мимо Явлинского, отец Иннокентий поклонился ему и сказал:
— Ангела-сотрапезника вам!