Однажды с Алисой Даншох. – М.: Издательский дом «Литературная газета», 2010.
Это сборник статей и эссе Алисы Даншох, которые можно было раньше встретить в «ЛГ» и других изданиях. Обитательница Зазеркалья (как она сама называет место своего проживания) поражает читателя своим непревзойдённым стилем и искромётным юмором. Алиса Даншох рисует нам страну чудес, которая складывается в единый образ из разнообразных государств, в которых была сама писательница. Мы видим снежную Финляндию, роскошные Карловы Вары, красочную Венецию и, что самое важное, – мы смело можем совершать прогулки по Москве вместе с автором как по современной, так и по более юной, по старому Арбату, например. Автор возвращает нас в ту самую, ещё советскую столицу с антикварными магазинами на Арбате, у витрин которых останавливалось множество туристов и ни один не мог остаться равнодушным к их содержимому. Цикл занимательных статей открывает эссе «Возвращение Прекрасной Дамы», где автор связывает действие с литературными реалиями.
Алиса Даншох синтезирует рассказы о своей жизни с происходящим в окружающем нас огромном и интересном мире. Одновременно читатель может насладиться оперой и стать случайным свидетелем первой встречи Алисы и её будущего мужа. Такое неординарное повествование делает читателя соучастником действия. А по-настоящему красочные и сочные пейзажи разных стран так и манят своей привлекательностью, заставляя на некоторое время погрузиться в далёкий, прекрасный мир, пройтись по улочкам Венеции, а точнее, поплавать на гондоле, помечтать о собственном домике в Финляндии и, наконец, наблюдать любопытную сцену бала в одной из роскошных гостиниц Карловых Вар – «в Пупе». Автор реалистично передаёт впечатления от своих поездок. Поэтому читатель может убедиться в том, что это не реклама курортных городков, а мудрые и полезные советы для путешественников.
Больше всего поражает умение вести диалог с читателем. Несмотря на отсутствие явных обращений, мы чувствуем себя собеседниками. Почему? Наверное, близкие каждому рассуждения рождают это ощущение. Ведь каждый из нас пытается превратить Новый год в сказку (автор подсказывает, как это можно сделать), коллекционирует необычные вещицы (автор делится с нами подробностями своей коллекции). То есть понять, как же людям удаётся осуществить поиск второй половинки (а Даншох предлагает свою версию столь неоднозначному вопросу). Казалось бы, многие темы вполне примитивны, но нет, автору удаётся открыть их несколько по-новому, дать свою творческую трактовку обычным явлениям нашей жизни. А ведь в этом и скрывается талант! Японцы, например, больше всего ценят в искусстве умение видеть в обыденном – прекрасное, в простом – сложное и многогранное. Именно это характерно для слога Даншох. Это сопровождается прекрасным чувством юмора, то оторваться от книги просто невозможно! Поэтому уважаемым читателям сразу придётся понять – увлекательные и короткие, но глубокие по своей смысловой нагрузке рассказы заставят бросить все начатые дела!
Автор приближает нас и к театру, и к кино, и к скульптуре. Сначала мы встречаемся в опере, потом добро пожаловать на балет, позже можно заглянуть и в театр! К тому же внимательному читателю обеспечено посещение различных выставок.
Следует заметить и то, что автор спешит поделиться не только своим опытом, но и занимательными историями своей семьи. Думаю, что не останется равнодушных к её статье под названием «У павших мы всегда в долгу». Хранительница очага по профессии (как признаёт она сама) рассказывает о том, как через войну прошли её отец и дедушка. Мы читаем печальные, но правдивые строки стихотворения о самом страшном событии в истории нашей страны, которые сочинил отец автора. А ведь заставлять читателя печально смеяться и смешно печалиться одновременно – это настоящее мастерство! Такие порой полярные эмоции рождают эти статьи. Ведь невозможно сдержать смех, когда Алиса из Зазеркалья рассказывает, как её будущий муж засыпал у неё на плече в опере, что, собственно, и послужило импульсом к их знакомству! Даншох часто приводит исторические справки. Почти все её статьи включают имена и интересные факты из жизни деятелей культуры, иногда и политики. А умело приведённые цитаты из литературы свидетельствуют о хорошем знании автором нашего культурного наследия, оставленного классиками.
Конечно, кто из нас не представлял себя героем Аскотских скачек. И вот уникальный шанс увидеть глазами автора это захватывающее событие. Стоит только остановить свой выбор на эссе под названием «Всё дело в шляпе». Поскольку впечатления даны от первого лица, то мы можем ознакомиться даже с подробностями меню. Кстати, яства описаны настолько аппетитно, что читать на голодный желудок не рекомендуется. Автор с юмором описывает азарт людей, собравшихся на скачки.
Из биографии самой Даншох, пожалуй, самым любопытным фрагментом становятся школьные воспоминания. Мы погружаемся в атмосферу советской школы, с её учениками и учителями, забавами и занятиями, особенностями и интересами. Сам жанр, в котором исполнены воспоминания, достаточно пафосный. Статья называется «Нежная школьная ода». А искренние и чуткие воспоминания детства, отличаются предельной трогательностью.
Синтез личного восприятия мира и общественной жизни является характерной чертой каждой статьи Алисы Даншох. Все они создают целостную картину жизни. Каждая в отдельности как бы является элементом мозаики, многообразной и красочной, которая оставляет надолго яркий след в душе читателя.