Валерий Латынин. Степная сага. – М.: Вече, 2023. – 384 с.
Сюжеты из этой книги, как в зеркале, отражают бурную и богатую историческими событиями жизнь автора. Родись он чуть раньше или немного позднее – содержание книги было бы другим. Но именно временными обстоятельствами ценна книга. Валерий Латынин – дитя своего времени, ему был дан шанс увидеть и запечатлеть разлом эпохи. Трагические дни крушения советской империи глубоко повлияли на судьбы миллионов людей. Личную драму пережил и Валерий Латынин. В расцвете сил, на пике военной карьеры полковник советской армии, успешный журналист и поэт уволен со службы. За неблагонадёжность. Как сторонник и защитник Белого дома в известных событиях октября 1993 года. Как и многие его товарищи по службе.
Повесть «Тавро Каина» – о тех событиях, о патриотах и предателях. Латынин нашёл свои краски и образы. Чёрный октябрь увиден и пережит горячим сердцем, долгими и мучительными размышлениями. Уволенный со службы, как говорится, подчистую, полковник Середин едет на родину, на Дон, чтобы обрести уверенность и надежду в родном доме, рядом с родителями, с земляками. Середин – конечно, условный герой. За ним узнаваемо стоит сам автор. Повесть глубоко автобиографична. Встречи и беседы с простыми казаками, с ветеранами Великой Отечественной войны укрепили его в правильности жизненного и политического выбора. Отныне прочь сомнения! Он теперь знает, что делать…
В Москву наш герой вернулся другим человеком. Богатырская закваска и неуёмный характер бросили Середина в самую гущу бурлящей московской жизни. Он инициатор и организатор всероссийской общественной организации Союза казаков России. Его избрали товарищем (заместителем) атамана. Отставной полковник занялся рутинной черновой работой по возрождению и становлению казачьей организации. И в том, что казачья структура стала влиятельной общественной силой, – заслуга неутомимого атамана.
В это же время полковник Латынин избирается членом правления Союза писателей России. Создаёт секцию казачьих авторов на Комсомольском, 13. Печатает свои стихи и переводы, очерки и рассказы в различных издательствах страны и за рубежом. Он загружен, занят работой до предела, востребован как никогда. И везде успевает, всё у него получается. Я встречался с ним в эту пору в Москве и в Ростове. И дивился, любовался его деятельным, неуёмным характером, мощной атлетической фигурой и гордой посадкой крупной породистой головы. Таким виделся мне молодой Степан Разин, близкий земляк Латынина. Та же вольная казачья стать в плечах, атаманская твёрдость и власть в спокойном взгляде. Недаром казаков издревле называли степными рыцарями. Недаром и сегодня в Константиновске выбирают призывников в Президентский церемониальный конный полк. Нержавеющая казачья порода!
Повесть «Иса» написана по горячим следам убийства атамана Сунженского отдела Терского казачества в Чечено-Ингушетии Александра Подколзина. Смерть атамана всколыхнула казачество. Из республики в Москву давно шли жалобы на участившиеся конфликты на национальной почве. Убийство атамана среди бела дня грозило взрывом. На похороны товарища съезжались казаки со всей России. Латынин в составе официальной делегации Союза казаков встретился с руководством республики.
В своей небольшой повести-репортаже Валерий Латынин деликатно и точно описал трудные, огнеопасные переговоры с чиновниками. И тяжёлую, гнетущую атмосферу самих похорон. В воздухе витала безысходность. Чиновники отводили глаза и не хотели признавать убийство на национальной почве… Но неожиданный финал повести, как вспышка молнии, озарил трагическое повествование проблеском надежды…
В книге немало находок и озарений. Автор никогда не берётся за рассказ ради рассказа. Он всегда находит свой угол зрения и на собственном опыте предметно и доказательно подводит читателя к исторической правде событий или правде отдельной личности. Таковы его записки о легендарном командире конного корпуса Борисе Думенко. Не умаляя заслуг Семёна Буденного, Латынин приводит новые доказательства его вины в гибели Думенко.
Показателен очерк о друге и наставнике автора – поэте и прозаике Борисе Куликове. Из всего написанного о яркой, мятущейся личности поэта очерк Латынина наиболее полно отражает широту и мятежный казачий дух талантливого и красивого человека. Есть зримая схожесть и духовное родство двух земляков, поэтов, сынов Тихого Дона. Куликова и Латынина.
Только Борису Куликову под силу было создать в родном Семикаракорске Всесоюзный праздник «День поэзии». Он проводился ежегодно с участием самых известных и знаменитых писателей и артистов СССР. Сюда приезжали выступать Клара Лучко, Михай Волонтир, Егор Исаев, Владимир Солоухин, Николай Рыбников, Алла Ларионова, Григорий Пономаренко, Нонна Мордюкова, Владислав Дворжецкий, Татьяна Самойлова, Виктор Боков, Анатолий Софронов, Владимир Цыбин, Владимир Фирсов, Борис Примеров…
В Красноярске Валерий Латынин познакомился с Виктором Астафьевым и позже написал о нём очерк. Это было в те времена, когда на Астафьева свалился шквал жёсткой критики за роман «Прокляты и убиты». Писали разные авторы и по-разному, но сходились в одном: роман жесток и несправедлив к участникам войны, к освободительной миссии советской армии. Писали солдаты и генералы, друзья и недруги. Даже горячие сторонники старого и больного писателя отрекались от него. Борис Куликов опубликовал открытое письмо с резким осуждением вчерашнего кумира.
Латынин хорошо знал ситуацию вокруг писателя, знал, как тяжело и замкнуто переживал Астафьев, и мог, конечно, вступить в полемику. Но он поступил иначе. Он показал прежнего жизнелюба, мудрого и ироничного, острослова, добродушного и колючего собеседника. Латынин любовался очарованием старого и больного писателя. Перед ним был тот же Астафьев, солдат и работяга, весельчак и балагур, учитель и наставник.
Меня поражают глубокие наблюдения и размышления Латынина о редком природном даре Шолохова…
Заключая свои заметки о книге Валерия Латынина, хочу отметить редкое нынче качество этого писателя. Честное и пристрастное отношение к литературе, к слову. Служение правде, возвышенное и земное.
Василий Воронов, станица Старочеркасская Ростовской области