В Государственном музее А.С. Пушкина, что на Пречистенке, 12/2, открыта выставка «Сказки А.С. Пушкина. Живопись. Графика. Книги. Скульптура XIX–XX веков из собрания ГМП». Все 200 произведений живописцев, графиков, скульпторов, мастеров книжной иллюстрации и декоративно-прикладного искусства, театральных художников объединены единой темой. Имя ей – сказки Пушкина.
Собственно, начало всему положил сам поэт: на полях рукописей он рисовал своих сказочных персонажей, лелея мечту о профессиональном художнике-иллюстраторе. И вот первая печатная продукция – фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила» – появилась на книжных прилавках в 1820 году. «В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени, продаётся с превосходною картинкой, – кого мне за неё благодарить?» – писал Пушкин 4 декабря 1820 года Н.И. Гнедичу. При жизни поэта было напечатано всего 19 иллюстраций. Критики той поры считали, что они «носили случайный характер и не были адекватны художественному уровню поэта». Хотя иллюстрации князя Григория Гагарина очень хороши!
А потом целая плеяда блистательных и таких непохожих художников, как Василий Поленов, Константин Коровин, Вадим Рындин, Александр Головин и, конечно же, незабвенный Иван Яковлевич Билибин, находила в творениях Александра Сергеевича что-то своё – современный стиль. А Татьяна Маврина и вовсе создала индивидуальное направление, соединив иконопись, лубок и персидскую миниатюру в единое сказочное полотно. Билибин, или, как его величали друзья, «Иван – железная рука», и того больше – отправился на русский север изучать в мельчайших подробностях быт. И не только ковши и чаши, но и конскую упряжь во всех деталях. Сам же художник именовал свои работы «облагороженным лубком».
Насколько было велико влияние Билибина в художественной среде, вы обнаружите спустя 100 лет на этой сказочной выставке, которая будет работать до 10 сентября.