В начале ноября Роскультцентр огласил короткий список первого сезона Национальной литературной премии для молодых авторов, пишущих на русском языке, которая пришла на смену «Русским рифмам» и «Русскому слову». Об особенностях новой литературной награды и других проектах Роскультцентра мы побеседовали с его руководителем Мариной Абрамовой.
– Почему было принято решение объединить две премии – «Русские рифмы» и «Русское слово» в одну – Национальную премию для молодых авторов, пишущих на русском языке?
– Изначально литературная премия, учреждённая Роскультцентром, действительно называлась иначе – «Русские рифмы», «Русское слово». В этом году мы решили расширить количество номинаций, не ограничиваясь исключительно классической художественной прозой и поэзией. Мы постарались охватить как можно больше жанров и добавили «Нонфикшен», «Киносценарий» и даже «Детскую книгу». В связи с последней номинацией было принято решение снизить возрастной ценз и посмотреть, на что способны самые юные дарования нашей страны. Современное поколение развивается со стремительной скоростью, наша задача – оперативно реагировать на это и совершенствовать проекты, которые помогают ребятам проявить себя, занимаясь любимым делом.
– Какие возможности даёт начинающему писателю эта премия?
– Прежде всего – возможность быть изданным. Сегодня издательства очень настороженно относятся к новым авторам, тем более к молодым, неохотно их публикуют. А Национальная премия открывает перед ними эти двери. Её лауреаты получат возможность выпустить свою книгу в крупнейшем в России издательстве «Эксмо». Наши партнёры всегда заинтересованы в поддержке молодых талантов и в этом году также впервые издадут работы победителей в номинациях «Нонфикшен», «Дебют» и «Детская книга», а лучший автор в номинации «Поэзия» получит поддержку в рамках нового издательского бренда – Inspiria.
«ЛитРес» также определит своего победителя, которому будет предложено заключить контракт на выпуск произведения и мощную поддержку на всех ресурсах группы компаний.
В этом году у начинающих авторов появилась возможность заявить о себе и в качестве сценаристов. Продюсерская компания «Среда» и скаутинговое агентство «Бест Кейс» возьмут победителя в номинации «Киносценарий» в их собственный пул авторов.
Но если говорить более глобально, премия способствует развитию и расширению литературного сообщества, которому нужны новые авторы, «свежая кровь», интересные сюжеты. Благодаря этому в сфере книгоиздания также появляется здоровая конкуренция, а это задаёт положительную динамику для развития рынка в целом.
– Сколько заявок подано на премию? Какие регионы представлены?
– В этом году благодаря снижению возрастного порога для соискателей и расширению числа номинаций мы получили свыше 600 заявок из 78 регионов страны – это практически вдвое больше по сравнению с 2019 годом. Самыми активными претендентами стали авторы из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан и Краснодарского края.
– К 75-летию Великой Победы Роскультцентр запустил два спецпроекта – «Победители» и «Время помнить». Будут ли они продолжены в следующем году?
– «Победители» – это международный фотопроект, онлайн-фотоальбом, к которому можно присоединиться в любой момент, загрузив фотографии и историю жизни ныне живущего ветерана. Проект изначально задумывался долгосрочным, поскольку есть много информации и материалов, на подготовку которых требуется время. Мы очень рады, что партнёром проекта стало Россотрудничество, совместными усилиями мы охватили уже больше 10 государств. Нам бы очень хотелось, чтобы к инициативе присоединилось как можно больше людей и стран, поэтому проект продолжает свою работу и является для нас бессрочной инициативой.
Серия подкастов «Время помнить» на данный момент завершена, но все выпуски по-прежнему доступны для прослушивания на «Яндекс. Музыке» и сервисах подкастов в iTunes и «ВКонтакте».
– В сентябре в Москве впервые прошла Российская креативная неделя. В чём основная цель этого форума? И каковы итоги?
– Первая Российская креативная неделя стала событием федерального и международного масштаба. Нашей задачей было объединить не только талантливых людей, но и все 14 отраслей, которые входят в понятие «креативные индустрии». Нас поддержали зарубежные коллеги и международная пресса: общий информационный охват составил более 120 миллионов человек. В рамках РКН прошло больше 1000 мероприятий – и в регионах, и в Москве. Участие в них приняли 700 лидеров отраслей, которые занимаются развитием своего бизнеса и поднимают нашу креативную экономику. Каждый куратор составил свод проблем по отрасли, влияющих на её развитие. Эти проблемы мы будем прорабатывать совместно с Межведомственной рабочей группой при Правительстве и Администрации Президента РФ по поддержке креативных индустрий, о создании которой буквально на днях официально заявил Сергей Владиленович Кириенко.
Кроме того, Российская креативная неделя продемонстрировала, что перечень профессий, которым сегодня обучают в вузах, уже не соответствует запросам рынка. Давно появились новые специальности, но по ним до сих пор нет образовательных программ. Поэтому мы составили «Атлас новых профессий», который также планируем предметно обсудить с Министерством науки и высшего образования.
– Роскультцентр уделяет много внимания онлайнобразованию. В этом году, особенно в период самоизоляции, дистанционные программы были очень актуальны. Какие направления сейчас наиболее востребованы?
– Востребованность направлений на рынке во многом зависит от продукта, позиционирования и грамотного ведения бизнеса.
Мы, например, специализируемся на онлайн-обучении в сфере креативных индустрий. И нашим пилотным образовательным проектом в этой области стал Art Team. В процессе разработки образовательной программы Art Team нами было проведено анкетирование среди лидеров креативных индустрий из разных регионов – всего было опрошено около 7000 человек. Главной проблемой большинство из них назвали отсутствие управленческих навыков. То есть в творческих проектах недостатка нет, но для того чтобы эффективно управлять ими, сделать их успешными – знаний не хватает. Эту проблему и призвана решить образовательная онлайн-платформа Art Team. В процессе обучения преподаватели-эксперты помогают создателям проектов вывести их начинания на новый уровень. Этот онлайн-курс доступен для всех абсолютно бесплатно. Мы очень надеемся, что благодаря ему сотни людей смогут сделать свои авторские проекты более успешными.
Сейчас в процессе ещё одна инициатива, которую мы реализовываем совместно с «Центром кинофестивалей и международных программ» и «ВКонтакте» – проект «Академия Звука», где начинающие музыканты проходят обучение у профильных экспертов, записывают авторские треки, готовятся к большому отчётному концерту и последующей съёмке клипов.
– Марина Николаевна, вы возглавляете Роскультцентр с начала 2020 года. Готовы ли подвести промежуточные итоги? Какие главные задачи вы ставили перед собой и командой? Всё ли удалось воплотить?
– Мне кажется, пока подводить итоги рано. И всё же отмечу, что за этот год команда Роскультцентра реализовала несколько крупных федеральных проектов. Наверное, главная наша задача – помочь людям осознать, что творческий потенциал каждого человека и креативные индустрии в целом важны для будущего нашей страны. Мы понимаем, что в этих отраслях трудоустроены в основном молодые люди 24–30 лет. И им сейчас нужна поддержка, чтобы они могли развивать и другие сегменты экономики России. У молодёжи существует конкретный запрос на саморазвитие и на развитие собственного дела, которое будет приносить доход. Эти новые бизнес-идеи должны оставаться в нашей стране и развиваться в том регионе, в котором они были созданы.
На мой взгляд, задача Росмолодёжи и Роскультцентра – обеспечить необходимую для этого инфраструктуру. Как сказал Сергей Владиленович Кириенко на «Российской креативной неделе»: «Россияне всегда сильны находчивостью, импровизацией, непредсказуемостью». Поэтому время развития креативных индустрий – это наше время.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Марина Николаевна Абрамова – директор ФГБУ «Роскультцентр» с 2020 г. Основатель и директор фестиваля форума «Российская креативная неделя». Член Правления Российского книжного союза. Член международной гуманитарной организации Императорское Православное Палестинское Общество. В 2014–2019 гг. – вице-президент издательской группы «Эксмо-АСТ». В 2019 г. – руководитель Всероссийского культурологического марафона «Все грани Гранина». В 2015– 2017 гг. – куратор программ книжного фестиваля «Красная площадь».