Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 ноября 2020 г.
  4. № 46 (6761) (18.11.2020)
Литература

Запрос на саморазвитие

Для будущего России важен творческий потенциал каждого человека

17 ноября 2020

В начале ноября Роскультцентр огласил короткий список первого сезона Национальной литературной премии для молодых авторов, пишущих на русском языке, которая пришла на смену «Русским рифмам» и «Русскому слову». Об особенностях новой литературной награды и других проектах Роскультцентра мы побеседовали с его руководителем Мариной Абрамовой.

– Почему было принято решение объединить две премии – «Русские рифмы» и «Русское слово» в одну – Национальную премию для молодых авторов, пишущих на русском языке? 

– Изначально литературная премия, учреждённая Роскультцентром, действительно называлась иначе – «Русские рифмы», «Русское слово». В этом году мы решили расширить количество номинаций, не ограничиваясь исключительно классической художественной прозой и поэзией. Мы постарались охватить как можно больше жанров и добавили «Нонфикшен», «Киносценарий» и даже «Детскую книгу». В связи с последней номинацией было принято решение снизить возрастной ценз и посмотреть, на что способны самые юные дарования нашей страны. Современное поколение развивается со стремительной скоростью, наша задача – оперативно реагировать на это и совершенствовать проекты, которые помогают ребятам проявить себя, занимаясь любимым делом.

– Какие возможности даёт начинающему писателю эта премия?

– Прежде всего – возможность быть изданным. Сегодня издательства очень настороженно относятся к новым авторам, тем более к молодым, неохотно их публикуют. А Национальная премия открывает перед ними эти двери. Её лауреаты получат возможность выпустить свою книгу в крупнейшем в России издательстве «Эксмо». Наши партнёры всегда заинтересованы в поддержке молодых талантов и в этом году также впервые издадут работы победителей в номинациях «Нонфикшен», «Дебют» и «Детская книга», а лучший автор в номинации «Поэзия» получит поддержку в рамках нового издательского бренда – Inspiria.

«ЛитРес» также определит своего победителя, которому будет предложено заключить контракт на выпуск произведения и мощную поддержку на всех ресурсах группы компаний.

В этом году у начинающих авторов появилась возможность заявить о себе и в качестве сценаристов. Продюсерская компания «Среда» и скаутинговое агентство «Бест Кейс» возьмут победителя в номинации «Киносценарий» в их собственный пул авторов.

Но если говорить более глобально, премия способствует развитию и расширению литературного сообщества, которому нужны новые авторы, «свежая кровь», интересные сюжеты. Благодаря этому в сфере книгоиздания также появляется здоровая конкуренция, а это задаёт положительную динамику для развития рынка в целом.

– Сколько заявок подано на премию? Какие регионы представлены?

– В этом году благодаря снижению возрастного порога для соискателей и расширению числа номинаций мы получили свыше 600 заявок из 78 регионов страны – это практически вдвое больше по сравнению с 2019 годом. Самыми активными претендентами стали авторы из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан и Краснодарского края.

– К 75-летию Великой Победы Роскультцентр запустил два спецпроекта – «Победители» и «Время помнить». Будут ли они продолжены в следующем году?

– «Победители» – это международный фотопроект, онлайн-фотоальбом, к которому можно присоединиться в любой момент, загрузив фотографии и историю жизни ныне живущего ветерана. Проект изначально задумывался долгосрочным, поскольку есть много информации и материалов, на подготовку которых требуется время. Мы очень рады, что партнёром проекта стало Россотрудничество, совместными усилиями мы охватили уже больше 10 государств. Нам бы очень хотелось, чтобы к инициативе присоединилось как можно больше людей и стран, поэтому проект продолжает свою работу и является для нас бессрочной инициативой.

Серия подкастов «Время помнить» на данный момент завершена, но все выпуски по-прежнему доступны для прослушивания на «Яндекс. Музыке» и сервисах подкастов в iTunes и «ВКонтакте».

– В сентябре в Москве впервые прошла Российская креативная неделя. В чём основная цель этого форума? И каковы итоги?

– Первая Российская креативная неделя стала событием федерального и международного масштаба. Нашей задачей было объединить не только талантливых людей, но и все 14 отраслей, которые входят в понятие «креативные индустрии». Нас поддержали зарубежные коллеги и международная пресса: общий информационный охват составил более 120 миллионов человек. В рамках РКН прошло больше 1000 мероприятий – и в регионах, и в Москве. Участие в них приняли 700 лидеров отраслей, которые занимаются развитием своего бизнеса и поднимают нашу креативную экономику. Каждый куратор составил свод проблем по отрасли, влияющих на её развитие. Эти проблемы мы будем прорабатывать совместно с Межведомственной рабочей группой при Правительстве и Администрации Президента РФ по поддержке креативных индустрий, о создании которой буквально на днях официально заявил Сергей Владиленович Кириенко.

Кроме того, Российская креативная неделя продемонстрировала, что перечень профессий, которым сегодня обучают в вузах, уже не соответствует запросам рынка. Давно появились новые специальности, но по ним до сих пор нет образовательных программ. Поэтому мы составили «Атлас новых профессий», который также планируем предметно обсудить с Министерством науки и высшего образования.

– Роскультцентр уделяет много внимания онлайнобразованию. В этом году, особенно в период самоизоляции, дистанционные программы были очень актуальны. Какие направления сейчас наиболее востребованы?

– Востребованность направлений на рынке во многом зависит от продукта, позиционирования и грамотного ведения бизнеса.

Мы, например, специализируемся на онлайн-обучении в сфере креативных индустрий. И нашим пилотным образовательным проектом в этой области стал Art Team. В процессе разработки образовательной программы Art Team нами было проведено анкетирование среди лидеров креативных индустрий из разных регионов – всего было опрошено около 7000 человек. Главной проблемой большинство из них назвали отсутствие управленческих навыков. То есть в творческих проектах недостатка нет, но для того чтобы эффективно управлять ими, сделать их успешными – знаний не хватает. Эту проблему и призвана решить образовательная онлайн-платформа Art Team. В процессе обучения преподаватели-эксперты помогают создателям проектов вывести их начинания на новый уровень. Этот онлайн-курс доступен для всех абсолютно бесплатно. Мы очень надеемся, что благодаря ему сотни людей смогут сделать свои авторские проекты более успешными.

Сейчас в процессе ещё одна инициатива, которую мы реализовываем совместно с «Центром кинофестивалей и международных программ» и «ВКонтакте» – проект «Академия Звука», где начинающие музыканты проходят обучение у профильных экспертов, записывают авторские треки, готовятся к большому отчётному концерту и последующей съёмке клипов.

– Марина Николаевна, вы возглавляете Роскультцентр с начала 2020 года. Готовы ли подвести промежуточные итоги? Какие главные задачи вы ставили перед собой и командой? Всё ли удалось воплотить?

– Мне кажется, пока подводить итоги рано. И всё же отмечу, что за этот год команда Роскультцентра реализовала несколько крупных федеральных проектов. Наверное, главная наша задача – помочь людям осознать, что творческий потенциал каждого человека и креативные индустрии в целом важны для будущего нашей страны. Мы понимаем, что в этих отраслях трудоустроены в основном молодые люди 24–30 лет. И им сейчас нужна поддержка, чтобы они могли развивать и другие сегменты экономики России. У молодёжи существует конкретный запрос на саморазвитие и на развитие собственного дела, которое будет приносить доход. Эти новые бизнес-идеи должны оставаться в нашей стране и развиваться в том регионе, в котором они были созданы.

На мой взгляд, задача Росмолодёжи и Роскультцентра – обеспечить необходимую для этого инфраструктуру. Как сказал Сергей Владиленович Кириенко на «Российской креативной неделе»: «Россияне всегда сильны находчивостью, импровизацией, непредсказуемостью». Поэтому время развития креативных индустрий – это наше время.


«ЛГ»-ДОСЬЕ  

Марина Николаевна Абрамова – директор ФГБУ «Роскультцентр» с 2020 г. Основатель и директор фестиваля форума «Российская креативная неделя». Член Правления Российского книжного союза. Член международной гуманитарной организации Императорское Православное Палестинское Общество. В 2014–2019 гг. – вице-президент издательской группы «Эксмо-АСТ». В 2019 г. – руководитель Всероссийского культурологического марафона «Все грани Гранина». В 2015– 2017 гг. – куратор программ книжного фестиваля «Красная площадь».


Тэги: Мила Яковлева Национальная литературная премия Роскультцентр Марина Абрамова
Обсудить в группе Telegram

Мила Яковлева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Книга в награду

    27.03.2024
  • Полсотни полуфиналистов

    03.05.2023
  • Говорящий зоопарк

    21.09.2022
  • Ставка на креативный подход

    06.07.2022
  • Не отрекаясь от себя

    01.06.2022
  • За гранью

    57 голосов
  • Большой вопрос

    35 голосов
  • В поисках тишины

    25 голосов
  • Хорошее не кончается никогда

    20 голосов
  • Гражданская война в умах

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS