В музее-заповеднике «Михайловское» (Пушкинские горы. Псковская обл.) Ассоциация школьных библиотек России организовала Форум школьных библиотекарей. Он стал фактически продолжением первого в истории России съезда школьных библиотекарей, прошедшего в прошлом году. Рассказывает президент ассоциации Татьяна ЖУКОВА:
– Мы хотели привлечь внимание педагогов, деятелей культуры, науки, представителей власти не только к защите интересов школьных библиотекарей и библиотек. Дети, отвечая на вопрос, зачем они идут в библиотеку, часто говорят, что «там не ругают, как дома, не ставят оценки, как в школе, там – хорошо». В магическом мире школьной библиотеки дети заряжают аккумуляторы своей души. Отсюда может начинаться творческое развитие детей.
Совместно с министерством образования наша организация закладывает основы общественно-государственного управления системой школьных библиотек. Ассоциация привлекает внимание органов местной власти: есть договорённость с региональными властями провести съезды библио-текарей в ряде федеральных округов. А между всероссийскими съездами проводить общие форумы, где будут обсуждаться и решаться те задачи, которые были поставлены на съездах. Когда встречи пройдут во всех федеральных округах, тогда мы проведём второй всероссийский съезд. Нынешний форум получил высокий статус благодаря присутствию советника Президента Юрия Липатова, который прочёл приветственную телеграмму Дмитрия Медведева к участникам форума и активно участвовал в его работе. Главным спонсором форума стал фонд «Русский мир».
На форуме этого года работали 7 секций, инновационная и дискуссионная площадки, книжная выставка, были организованы интересные мастер-классы, лекции «на ночь глядя». Форум был похож на больший творческий муравейник. Присутствовали гости из Армении, Украины, Казахстана. А в следующем году он станет международным. Мы ждём гостей из Европы, Америки, Японии. Практически все страны с недавних пор начали активно модернизировать школьные библиотеки.
Мы перешли от модели образования «на всю жизнь» к модели «образование всю жизнь», то есть к системе непрерывного образования.
– Что нужно менять в управлении библиотечной системой?
– Мы переходим на государственно-общественное управление системой – это задача гражданского общества. Например, Первый съезд школьных библиотек был проведён совместными усилиями ассоциации и министерства образования и науки Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации создаются филиалы – региональные представительства ассоциации, опираясь на региональные органы управления образованием, они формируют такую структуру, при которой будет управляющий комитет, попечительский совет, куда мы рекомендовали включить представителя губернатора, представителей бизнес-структур и общественных организаций. В нескольких регионах эта система уже даёт хорошие результаты. Законодательные собрания взялись за изменение статуса школьных библиотек, разрабатываются региональные программы их модернизации, на которые направляются ресурсы региона и внебюджетные источники. В нашей ассоциации собраны замечательные кадры: эксперты и просто неравнодушные, талантливые библиотечные работники, понимающие масштаб поставленной задачи. Это действительно подвижники, скромно ведущие очень важную духовную работу.
– В каком состоянии находятся школьные библиотечные фонды?
– В последние годы действует своя система обеспечения школ учебной литературой с бюджетно-родительским финансированием. Каждый учитель может выбрать тот учебник, с помощью которого он сделает материал более доступным для изучения и, следовательно, получит лучший образовательный результат. Как говорил известный библиограф и просветитель Николай Рубакин, каждому читателю надо подбирать своего автора.
Школьная библиотека – это не только центр выдачи учебной литературы. В фонде должны быть книги, которые развивают у детей любознательность, стимулируют тягу к познанию и помогают им стать всесторонне развитыми личностями. У школьной библиотеки есть и досуговая функция, о которой почему-то забывают. Научно-популярные журналы, художественная литература – вот чего часто не хватает школьным библиотекам.
Мы провели анкетирование школьных библиотек Москвы, которое показало следующее:
– в московских школах растёт процент отказов читателям на выдачу художественной, справочной, научно-популярной литературы – от 15 до 60%;
– растёт число учащихся, занимающихся в режиме «школы полного дня», – от 30 до 70%. В этих условиях школам необходимы большие читальные залы;
– особенно остро стоит проблема с периодикой: детской, научно-популярной, педагогической. В среднем на подписку выделяется 2000 рублей в полугодие, а то и в год («Учительская газета» – 700 рублей, «Образование в документах» – около 1000 рублей). А многие отметили, что если выделяются дополнительные подписные средства, то они идут на подписку изданий для администрации.
Проведённый нами опрос ведущих российских СМИ для детей и подростков показал, что самые низкие подписные тиражи – в Москве. В российских школьных библиотеках количество подписных наименований колеблется от 5 до 80, что редко встречается в московских школах. В Москве, в городе с огромным бюджетом, фонд развивающей литературы некоторых школьных библиотек остаётся на уровне 70–80-х годов. И это приводит к информационно-культурному разрыву. А рынок труда между тем испытывает нужды в людях с «нелинейным мышлением», которое можно развивать только с помощью чтения. Пока же мы наблюдаем не только кризис чтения, но и кризис мышления. Если ребёнок приходит в школу и видит одни лишь учебники, у него развивается только навык делового чтения. А это не формирует мышление так, как чтение художественной литературы.
– Каковы выходы из этой ситуации?
– Дети не читают прежде всего потому, что не получили необходимую литературу вовремя. Сегодня уже половина семей не имеют книг дома. А связь между тем, как успевает ребёнок в школе, и тем, сколько книг на его книжной полке, научно доказана. Школьная библиотека поможет выравнять стартовые возможности детей.
Справедливо много говорят сейчас о качестве школьного питания. Но никто не говорит о качестве духовной пищи в том месте, где ребёнок проводит большую часть своего времени. И тезис о том, что ученик должен получать в школьной библиотеке только учебник, а в детской районной – художественную и научно-популярную литературу, я считаю опасным и вредным. В районную библиотеку он может попасть раз в неделю, например, в выходной день с родителями. А зачастую школьная библиотека становится первой библиотекой в жизни ребёнка, и именно она готовит читателя для всех других типов библиотек.
Укрепив школьные библиотеки, мы укрепляем сразу несколько отраслей. Комплектование основных фондов школьных библиотек позволит издателям получить заказ на тиражи детской, справочной и научно-популярной литературы, что также поддержит наших современных детских писателей. Детские, научно-популярные СМИ смогут «встать с колен», увеличить тиражи и улучшить качество своих изданий.
Освоить новый стандарт образования без сильной школьной библиотеки невозможно. В условиях современной компьютеризации наших школ, укрепления всех предметных кабинетов необходимо укрепить и кабинет № 1, комнату мыслей, как называл школьную библиотеку ещё Сухомлинский.
И наша задача – объяснить школьникам, что компьютеры придуманы и сделаны не только для того, чтобы человек занимался поиском, бездумно перебирая готовые варианты ответов. И только читая, человечество не перестанет думать, а значит, прогресс наш не остановится.
Наши библиотекари, как и сотни лет назад, владеют приёмами развития творческой личности. И чтобы вырастить достойное, думающее поколение россиян, надо в первую очередь инвестировать средства и в школьные библиотеки.
– Достаточно ли у нас библиотекарей и готовы ли они работать в новых условиях?
– Личность всегда создаёт вокруг себя среду. Но наша профессия массовая, и мы не можем заставить всех библиотекарей быть сильными личностями. Поэтому необходима законодательная поддержка и разграничение полномочий по всей вертикали до директора школы по наполнению коллекций, по подготовке кадров. С советских времён существует зависимость штатной единицы от количества классов в школе. В результате во многих регионах более половины библиотекарей вынуждены работать на полставки. А если учитывать, что у них самая низкая оплата труда в системе образования, то можно понять, что остаются на этой работе только подвижники. С энтузиазма можно начинать, а эксплуатировать его – преступление! К сожалению, это уходящее поколение, и пока эти замечательные люди ещё в профессии, нам важно успеть с ними, как с неким инновационным ядром, наработать и создать условия для прорыва.
– Что уже сделано и к чему надо стремиться?
– Во многих школах есть электронные каталоги для автоматизации работы школьной библиотеки, для информационно-справочного обслуживания детей и учителей. Школы получили деньги на комплектование фондов, хотя в основном они были затрачены на учебную литературу. Многие директора школ стремятся укрепить штаты, привлекают квалифицированных специалистов.
Также мне хотелось бы реализовать то, что уже сделали наши коллеги в Южной Корее. Там родители, объединившись с библиотекарями, вышли с предложениями в правительство и добились пятилетнего мастер-плана, как они его назвали, по модернизации школьных библиотек. Сейчас все их школьные библиотеки наполнены уникальными книжными коллекциями и проведена полная переподготовка библиотекарей на библиотекарей-педагогов, тем самым поднят их профессиональный статус. Зачем всё это было сделано? Родители заявили: лозунга «хорошее образование – хорошая экономика» недостаточно, необходимо развитие целостной личности. А для этого нужно, чтобы дети умели думать. А думают, мыслят они, только читая.
Поэтому мы спрашиваем у родителей, представителей власти: что мы хотим получить от российской системы образования – прагматичного потребителя услуг чужого труда или творца, способного силой своих идей менять мир? Для нас ответ очевиден. Укрепив школьные библиотеки, мы откроем детям дверь в творчество, сделаем их способными изменить мир.
Беседовала