Многих из нас удивляет и возмущает, что англицизмов всё ещё немало во всех сферах жизни – от вывесок над магазинами, бытовой речи до эстрадных подмостков, интернета, телевидения. Нельзя сказать, что требуется изгнание английского или иного языка, нет, конечно, но надо больше делать для защиты и утверждения русского и других исконных языков России.
Процесс, что называется, пошёл, но где гарантия, что не остановится? Где уверенность, что будет выполнен закон о запрете использования имеющих русские синонимы иностранных слов в случае, когда язык используется в качестве государственного, – его президент Путин подписал ещё в феврале 2023-го. Но у нас нередко закон что дышло. Нужны последовательные практические шаги, а также контроль и ответственность.
И вот новость: на минувшей неделе правительство утвердило план мероприятий на 2024–2026 годы по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, в который вошёл пункт о противодействии излишнему использованию иностранной лексики.
Проведение соответствующих мероприятий касается применения подобной лексики «в публичном пространстве, произведениях литературы и искусства, средствах массовой информации, образовательной и просветительской деятельности».
Исполнителями определены Минпросвещения, Минобрнауки, Минкультуры, Минцифры и исполнительные органы субъектов РФ. Согласно документу, срок определения критериев излишнего применения иностранной лексики – первый квартал 2025 года. В рамках утверждённого плана предусмотрено в том числе проведение проектов по военно-патриотическому воспитанию, созданию музейных выставок, посвящённых истории СВО.
Стоит также помнить, что подписанный президентом закон внёс поправки в существующий ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Его обязаны использовать представители органов власти и чиновники. Закон также ввёл контроль за соблюдением норм современного русского литературного языка должностными лицами. Исключения – когда у иностранных слов нет русских аналогов.
Итак, ждём практических действий со стороны власти и сами участвуем в защите родного языка. А как иначе?