Современную русскую литературу невозможно представить без произведений известного пермского поэта Игоря Тюленева. 31 мая ему исполняется 70 лет.
Стихи его, как пишут литературные критики и коллеги, хорошо узнаваемы, причём не только по их художественным своеобразию и яркости, но и по мощи патриотического духа и смелости поэтического голоса. Они выделяются из потока сегодняшних стихов своей потрясающей правдивостью и откровенной прямотой. На протяжении многих десятилетий (а то и более долгого времени) русская поэзия блистала в основном стихами о любви, о природе, а также философской лирикой. И если в мирные дни стихи этого рода воспринимались читателями на равных со всей русской классикой, то в последние годы любители стихов уже совсем перестали обращаться к сегодняшней поэзии в поисках мудрых советов и подпитки своей душе. Какие бы поэтические метафоры ни закручивали поэты в своих лирических стихах, а на фоне ежедневного обстрела Донецка, Ясиноватой и других городов натовскими снарядами эта поэзия, скажем прямо, в наши дни совершенно не воспринимается!
Поэт Игорь Тюленев не боится говорить миру правду – ни о себе, ни о России, ни обо всём мире. До сих пор некоторых коробит при упоминании имени Сталина, а Игорь Тюленев выносит стихи о нём на первые страницы своей книги. В стихотворении «В моём кабинете» он пишет: «На столе стоит товарищ Сталин – / Белый китель, чёрные усы. / Волею моей сюда поставлен / В блеске всей диктаторской красы…»
Стихи Игоря Тюленева вызывающе отчаянны, многие из них кажутся умышленным призывом к дуэли. Но это и прекрасно, что среди множества молчащих соотечественников есть настоящий воин, не боящийся отстаивать честь и славу нашей великой Родины: «Крым наш? А чей ещё? Другим / Ему не быть на свете этом. / Его Господь создал поэтом! / Ну, разве мы не защитим?..»
И поэт если не автоматом, то хотя бы своими стихами и Крым, и Херсон, и Донецк от врагов защищает.
У Игоря Тюленева практически нет стихотворений, не несущих в себе мощной мужской энергии, для его строк характерны глубокое гражданственное звучание, призывы к защите нашего Отечества – вплоть до победы над его врагами, чего поэт нисколечко не скрывает от своих читателей. Как любящих его, так и ненавидящих:
Что крутишь пальцы у виска?
Не все в России оккупанты…
Пора, мой друг, вводить войска,
Сменив усы на аксельбанты.
Это, конечно же, вовсе не значит, что Тюленев избегает написания мягких лирических стихотворений. Он пишет и о любви, и о природе: «А вокруг такие виды, / И стоят такие дни! / Отступают в чащу битвы / Там, где бабочки и сны».
Это и есть те самые русские сны, которые Игорь Тюленев вынес в название своей книги, вышедшей в этом году. Но для того чтобы эти сны сделались нашей каждодневной мирной явью, надо сначала отстоять нашу Родину «в границах Русь и в берегах Славянство» от нацистов и наёмников. Потому до сего времени: «С Европою противоборство / Не кончится и в этот век. / Но Правду Божию с упорством / Взыскует русский человек». А это значит, что каким бы сильным ни был наш сегодняшний враг, он обязательно будет разбит, и победа будет за нами. И не иначе.
Поздравляем Игоря Николаевича Тюленева с 70-летием, желаем крепкого здоровья и неиссякаемого вдохновения!
Детства родники
Игорь Тюленев
Родился в 1953 г. на Урале. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького в Москве (мастерская Юрия Кузнецова). Автор 24 сборников стихов и многочисленных публикаций в альманахах, сборниках, литературно-художественных журналах в России и за рубежом. Секретарь Союза писателей России. Лауреат множества литературных премий и конкурсов, в том числе Всесоюзного литературного конкурса им. Николая Островского, премии Союза писателей России «Традиция», премии журнала «Наш современник». Награждён Министерством культуры Российской Федерации памятной медалью «100-летие А.Т. Твардовского». Стихи Игоря Тюленева переведены на английский, французский, немецкий, румынский, сербский, болгарский языки.
* * *
Не лезьте в душу, дураки,
И со спины не заходите.
Я больно бью с любой руки!
Тех, что упали, – оттащите.
Не лезьте в душу, дураки,
Она, как отчина, безмерна.
Там в роще детства родники
И первый поцелуй неверной…
Там в пашне тонет Святогор,
Там через реку едет грека,
Через растянутый простор
От дурака – до человека.
Поэтому прошу учесть,
Нарезать на носу зарубок –
Душа, как Родина и Честь,
Врагам не делает уступок.
Мама
Классически с крыльца
Сбежишь ко мне навстречу,
От радости в слезах
И уронив платок.
Ах, мама, мама, ма-а-а...
Чем на любовь отвечу?
Ты видишь, я, твой сын,
До косточек продрог.
Такой она была,
Как в памяти осталась.
Смягчала боль мою,
И беды, и судьбу.
Бессмертная любовь
В её глазах плескалась.
Как море-океан,
Где в лодке я гребу.
* * *
Одна властительница степь –
Ни кустика, ни человека,
Как будто Альфа и Омега
Вот здесь посажены на цепь.
Над степью пролетит орёл,
За горизонтом приземлится...
Какой же на Руси простор:
Всё пропадает – взгляд и птица.