В канун Дня защитника Отечества мне хотелось бы сосредоточиться не столько на героях былых времён и славе, политой кровью, сколько на тех вопросах, которые вызывает нынешнее положение Российской армии. Потому что вопросов этих великое множество, а ответы на них найти государству и обществу никак не удаётся.
Приходится признать, что ни государство, ни общество до сих пор не определили для себя: каково же предназначение наших Вооружённых сил в сегодняшнем мире? Для чего они? Какие задачи должны решать? А значит, какими быть?
Поиск ответов на эти вопросы у нас происходит большей частью спонтанно, хаотически. И потому мы не представляем себе чётко облик армии будущего.
Все последние годы Россия металась. То у нас армия суверенитет отстаивает, то борется с терроризмом, то дружит с НАТО, то дружит с Китаем, то с СНГ... Хотя давно уже настало время разработать концепцию Российских вооружённых сил, чётко прописать их оборонные и социальные функции, определить, какие жизненно важные интересы «до последней капли крови» будут отстаивать защитники Отечества.
Боевой потенциал наших нынешних Вооружённых сил, прямо скажем, невысок. Невысок и моральный дух, в том числе среди офицерского состава. За годы «реформ» сделали всё, чтобы вытравить из армии высокий пафос служения Родине, понятие святости военной службы, солдатской и офицерской чести. Взамен предложили некие монетаристские «принципы». Дескать, если уж служить, так за плату. Но, во-первых, известно, как у нас платят. А как платят, так и работают. А во-вторых, воинские подвиги совершают не за пригоршню долларов...
Что произошло с нашим офицерским корпусом в последние годы? Офицерство потеряло свой высокий общественный статус. В советские времена офицерство вполне можно было относить к среднему классу. По своему социальному, имущественному положению офицер стоял даже выше многих его представителей. Сейчас социальная пирамида перевёрнута: и офицеры действующие, и те, кто в запасе либо в отставке, фактически опустились в беднейшие слои общества. Это очень болезненно бьёт по их моральному духу, самолюбию. Особенно это относится к молодым офицерам. «Имплантация» в их ряды (причём прежде всего на начальственные посты) гражданских лиц, «от природы» далёких от армии, тоже не добавляет оптимизма, не способствует уверенности в своей будущей карьере.
Зато сегодня заработал механизм, которого никогда не было в Русской-Советской армии. Это – механизм контрактной службы. Офицер после выпуска из училища заключает контракт, а в последующие годы службы он его вновь и вновь перезаключает. То есть офицер не может быть уверен, что начальство продлит с ним взаимные контрактные обязательства. А если не продлит – куда ему деваться?
Уже сейчас можно констатировать: контрактный проект успеха не имел. По контракту идут не за «романтическими ощущениями» и не ради исполнения своего мужского долга, а чтобы подзаработать. Но и это по большому счёту невозможно. И поэтому в армии растут преступность, коррупция, пьянство, самовольные отлучки, дедовщина... Всё больше военнослужащих, готовых продать всё, что под руку попадёт, причём неважно кому. Известны случаи, когда оружие продавали врагам...
Несколько слов о техническом состоянии армии. На протяжении всех лет реформирования армии мы наблюдали два процесса. Первый – старение бывшей советской техники, массовое выведение её из боевого состава по причинам физического и морального износа. В то же время на всевозможных шоу, выставках демонстрируются некие успехи и достижения в области новейшего вооружения. Но процессы эти практически не пересекаются.
Конечно, приятно лицезреть где-нибудь на «МАКСе» или в Ле Бурже мастерские полёты наших лётчиков на самых современных истребителях (в том числе 5-го поколения), эффективную работу «Чёрных акул» (вертолётов К-50, К-52) и других машин. Но в армию-то нашу они большей частью не попадают. И потому она в техническом отношении продолжает устаревать и деградировать.
Особенно тревожно то, что сегодня теряет свою мощь наш ракетно-ядерный потенциал. Его эффективность сводится к минимуму из-за вывода с боевого дежурства хотя и устаревших, но всё ещё мощных ракетных комплексов. При этом новые, поступающие на вооружение, во-первых, крайне немногочисленны, во-вторых, несопоставимы по своим боевым характеристикам со старыми.
В то же время американцы и по части ракетно-ядерных средств, и по части обычных вооружений уходят в технологический отрыв. Они создают многоэшелонированную систему противоракетной обороны, способную в ближайшей перспективе (примерно в 2012–2015 годах) перехватить, ликвидировать остатки наших боеголовок и их носителей.
Так что с порочной «выставочной» практикой пора кончать. Если уж мы показываем иностранцам на выставках современные образцы военной техники, то в первую очередь нужно насыщать ими свою армию.
Мы ещё плохо понимаем, какую роль может играть армия в жизни всего общества. Пора и необходимо вновь взглянуть на армию как на традиционный институт воспитания подрастающего поколения, своего рода мастерскую по подготовке настоящих мужчин, подлинных патриотов. Ведь в нормальной, духовно здоровой армии, не заражённой дедовщиной, изначально заложен потенциал исправления того негатива, который закладывает в молодых людей теперешняя гражданская жизнь.
Армия вполне может быть и школой для обучения самым современным техническим знаниям, технологической культуре. Не только молодые офицеры, но и призывники могут приобщаться здесь к новейшим достижениям в области «науки и техники». Более того, армия может стать тем островком справедливости, которого так не хватает сегодня нашим людям.
Так что, поздравляя всех с праздником, я призываю изменить отношение к нашей армии, понять, что её спасение – наше общее дело. Дело всего народа.
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции