Юрий Нечипоренко
Владимир Карпович Железников родился в Витебске 26 октября 1925 года в семье кадрового военного и учительницы русского языка. Семья будущего писателя часто переезжала, и мальчик набирался впечатлений... Отец его в Великую Отечественную стал одним из славных командиров Красной армии, дивизия под его началом приняла бой 22 июня 1941 года в Прибалтике. Трое суток сражались пограничники с превосходящими силами врага, не уступая рубежи СССР, в этих боях погибли почти девять десятых личного состава дивизии. Сын с женой командира едва успели эвакуироваться на Урал. Отец прошёл всю войну и дослужился до звания генерал-майора. Будущий писатель тоже поступил было в военное училище, но по окончании войны решил учиться на юриста, а потом уже оказался в Литературном институте.
Жизнь начинающего писателя была полна не только знаниями военного дела и юридических казусов: ещё в студенческие годы он начал работать в «Мурзилке», где прошёл хорошую школу, общался с Маршаком и Михалковым, Пришвиным и Паустовским, подружился с Виталием Бианки и художником Владимиром Лебедевым. Позже Железников женился на дочери драматурга Арбузова, которая стала приёмной дочерью писателя Паустовского. В музее Паустовского в Тарусе можно увидеть комнату Железникова, где он жил и работал.
Темы природы и экологии были близки писателю с первых книг: так, первый рассказ его в книге «Разноцветная история» называется «Улица белого лося», герой его борется за то, чтобы новый город строили не у вредного производства, а у леса.
Слава к Железникову пришла тогда, когда начались экранизации его книг. Сценарии он писал вместе с женой Галиной Арбузовой. «Чудак из 5 го Б» и потом «Чучело» принесли ему две Государственные премии именно за сценарии. «Чучело» вышло в 1983 году, накануне перестройки, и попало в своё время: двухсерийный фильм, снятый Роланом Быковым, вызвал яростные споры. Здесь есть всё – и вопросы чести, и любовный треугольник, и самопожертвование героини, и библейские мотивы (предательство, искупление), здесь есть травля и максимализм подростков. Сейчас проблемы буллинга решают психологи, обсуждают журналисты (прекрасную книгу об этом написал Алексей Ходорыч), а для 80 х годов прошлого века это всё было внове... Повесть Железникова была основана на реальной истории, которая произошла с его племянницей.
В фильме дедушку главной героини играл Юрий Никулин, и уже одно это могло обеспечить ему кассу и всесоюзную известность... Ролану Быкову было этого мало, он хотел создать и создал картину-знамение, картину, в которой была сконцентрирована тогдашняя жизнь. Подростки мечтают попасть в Москву, учительница хочет выйти замуж и уехать в Москву... Вся эта центростремительность русской жизни и подавленность провинции задаёт фон для действия, в котором главная героиня подвергается экзекуции (она и выглядит почти как Жанна д’Арк, недаром же здесь горит костёр, где сжигают её чучело...). Фильм начинается со сцены мальчишеского насилия, здесь кажутся главными сила и деньги, но когда в дело вступает любовь и самопожертвование, отступают и сила, и деньги.
Как Железников смог в малой повести поместить столько мотивов и признаков времени? Честь и достоинство прошлых времён передаются здесь при помощи картин: дедушка собирает коллекцию картин своего предка, художника, который создал портрет героя войны 1812 года генерала Раевского. Так от славных предков идёт традиция чести, которую несут чудаки и непонятные «обыкновенным» школьникам люди – дед и внучка, в конце покидающие город, принёсший им столько зла. Дедушка дарит городу свою коллекцию картин, которая положит начало городскому музею.
Традиция защиты чудаков идёт из глубины веков. Чудаками в глазах окружающих являются Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин Достоевского и Незнайка Носова. Да и сами писатели зачастую выглядят чудаками, так что их книги защищают «своих» – необычных, выделяющихся из толпы и порой отклоняющихся в своём поведении людей, которые смотрятся иной раз как святые, праведники и бессребреники. Таков и главный герой «Чучела» дедушка Бессольцев, такова и его внучка...
После успеха «Чучела» Железников уходит из детской литературы в кино, которое можно считать вторым его призванием. Он становится директором киностудии «Глобус», где снимают десятки фильмов. Какие-то страницы из «Чучела» и сейчас смотрятся скорее как сценарий, чем как проза.
Владимир Железников создал также цикл рассказов и повестей о войне. В его историях чувствуется любовь к тем, кто погиб, речь идёт о восстановлении справедливости и памяти: «В старом танке», «Девушка в военной форме», «Хорошим людям доброе утро» – все они пронизаны чувством благодарности к защитникам родины. Все эти рассказы вошли в классику советской детской литературы и не утратили своей актуальности и сейчас.
Владимир Железников очень хорошо чувствовал и понимал детей, он утверждал, что «в современных детях проявилась какая-то божественная сила». Он ставил перед собой высокие художественные задачи. Вот что он сказал в интервью «Учительской газете» 12 лет назад: «В советское время герой был прямолинеен. Сейчас мы пытаемся изобразить многообразие человеческой натуры. Здесь нет героя с большой буквы. Мы наконец поняли, что жизнь – это постоянное и повсеместное присутствие борьбы добра и зла. Поскольку в мире есть зло и оно неиссякаемо, а хорошо это или плохо – не нам решать, то с ним нужно бороться, иначе мир погибнет. Сегодня зло ярче всего выражается в невероятной алчности людей, в их желании как можно больше заработать. Оно не персонифицируется в одном человеке, а распространяется на громадное сообщество людей. Слышу по телевизору: если мы будем продолжать так жить, то ресурсы земли исчерпаются через каких-то пятьдесят лет. Вот это и есть зло. А мы инертны. Значит, идеальный герой современности тот, который захочет, чтобы земля продолжала существовать. И мне кажется, что всё-таки человечество вынуждено будет защищать себя на самом пределе… Это будет очень захватывающий сюжет!»