РОЗАНОВ@etc.ru. – М.: Центральный издательский дом, 2011. – 480 с. – 500 экз.
Книга Алексея Налепина и Татьяны Померанской «Розанов@etc.ru» – явление удивительно своевременное.
Василий Васильевич Розанов – выдающийся мыслитель, «властелин дум», чьи размышления о жизни, религии, философии, истории и литературе неотделимы от размышлений о России и судьбах русских людей.
Казалось бы, мы живём во времена коммерческие, и духовные искания прошедших столетий от нас очень далеки. Василий Васильевич Розанов ушёл из жизни в 1919 году вместе с Серебряным веком русской культуры. Тем не менее, читая книгу «Розанов@etc. ru», начинаешь понимать: идеи этого писателя, публициста и философа созвучны нашим дням. Во времена, когда рушились устои, он размышлял о «религии жизни», и семейный уют был для него философским понятием. Отсюда у Розанова огромный интерес к русской классике и чувство того, что он не одинок в своих исканиях.
Счастлив тот, кто ощущает себя частью огромного мира и вместе с тем способен построить свой очаг, говоря современным языком, свой микромир. Возникает консервативная система ценностей. Но всё же это не вполне обычный консерватизм. Видимо, он нуждается в каком-то дополнительном определении. Первооснова жизни, по мысли Розанова, заключается в семье, где происходит соединение мужского и женского начал бытия в уединённом. Разбитые гнёзда – примета времени. Будучи консерватором, он вынужденно шёл против течения, о чём свидетельствуют его книги, дневниковые записи и переписка, в частности, с Константином Леонтьевым, последним славянофилом. Видимо, неслучайно они оба похоронены в Сергиевом Посаде, в Гефсиманском саду Черниговского скита.
Книга о В.В. Розанове создавалась в течение последней четверти века. В неё вошли статьи, посвящённые великому русскому философу, его автобиографические заметки, письма и малоизвестная работа «С вершин тысячелетней пирамиды. Размышления о ходе русской литературы».
Ощущая себя свидетелем крушения Русского Царства, Розанов писал о «великом историческом предательстве». По его мысли, не оказалось «защитного леса». Он уверял: «Надо было рыхлить почву подо всем, а не иссушать её подо всем». Вина общая. Цари не сумели одеться порфирой, то есть окружить себя достойными людьми. Гениальные русские писатели поспособствовали «ломке целого корабля». И «заплавали осколки досок, завертелись трупы, кровь, всё захлебнулось в пене, буре, зловонии и смерти». Вместе с тем, безусловно, «были и праведники», среди них славянофилы, имена которых быстро забыли: Леонтьев, Данилевский, Аксаковы, Хомяков, Киреевские…
Розанов ценил дружбу, с нетерпением ждал писем от своих единомышленников, сожалел, что с Леонтьевым так и не успел при жизни повидаться. Слишком поздно Василий Васильевич добрался до Троице-Сергиевой лавры, где ему самому суждено было умереть на руках великого учёного и монаха о. Павла Флоренского.
Несмотря на все превратности судьбы и даже крушение горячо любимого им Русского Царства, он находил счастье в русском слове. Зимой 1919 года, умирая, диктовал дочери свои мысли. 17 января попросил: «Нашим всем литераторам напиши, что больше всего чувствую, что холоден мир становится, и что они должны предупредить этот холод, что это должно быть их главной заботой. Что нет ничего хуже разделения и злобы, и чтобы они всё друг другу забыли и перестали ссориться. Всё это чепуха. Все литературные ссоры просто чепуха и злое наваждение. Никогда не плачьте, всегда будьте светлы духом…»
Авторам книги удалось воссоздать этот удивительный образ бескорыстного подвижника русской самобытности и слова.
Читать Розанова – наслаждение, настолько ярок и полнозвучен его литературный язык.
«Что же случилось? В конце концов, как же всё произошло. История есть слово о происшедшем. Я говорю о resumé русской истории, о resumé и хода её литературы. Началось всё очень радостно с Петра, с Кантемира, с Фон-Визина, Ломоносова, Княжнина, Хераскова, Хемницера, с прекрасного Державина.
Восторг внезапный ум пленил – в этой строке, в этой исключительной по наивности и по чистоте сердечной строке, выражается в сущности вся русская литература ХVIII века, литература Петра, Елизаветы, его «дщери», и двух Екатерин, счастливой и несчастной, и кровавой Анны.
Утихающий «восторг», но всё-таки восторг, что-то крепкое и славное, держится в Батюшкове, Жуковском, Языкове, Пушкине».
Надо заметить, что Пушкина Розанов любил особенной любовью, хотя, случалось, и спорил с ним: «Есть вечная истина, когда «сапог» действительно выше Аполлона, играющего «на цитре». Это – пот, страдание, подвиг».
Написав книгу «Розанов@etc. ru» как письмо к современникам, её авторы последовали заветам мыслителя и обрели единомышленников. Алексей Налепин и Татьяна Померанская – создатели исторического альманаха «Российский Архив», который издаётся Российским фондом культуры. Они – публикаторы многих уникальных материалов по русской литературе. Их труд отмечен Государственной премией РФ.
«Книга – это быть вместе», – однажды заметил Василий Васильевич. Альтернативный путь развития, на который указывали великие русские мыслители, ещё не пройден.
,