Александр Куприянов (Купер),
лауреат «Золотого Дельвига»:
– Я думаю, что это очень важная премия, и рад, что «Литературная газета» эту традицию продолжает. Мы знаем, что в современной литературе и в частности в премиальном мире хватает проблем, но не хочется говорить о грустном в праздничный день, кого-то критиковать, поучать. Лучше скажу о важности для развития современной русской литературы, для большой группы российских писателей из глубинки и Москвы той работы, которая ведётся «Литературной газетой». Я возглавляю одну из главных московских газет и обещаю задействовать все доступные ресурсы, чтобы всемерно поддерживать и лауреатов, и саму премию, и её вдохновителей. На конкурс было представлено множество по-настоящему достойных работ, считаю своим долгом поддержать талантливых авторов и помочь их произведениям найти своего читателя. Теперь и я стал лауреатом, за что благодарен огромному количеству людей. Писательством я осознанно занимаюсь уже тридцать лет, но, по существу, это первое признание со стороны литературного сообщества, профессионалов меня в качестве литератора. Выдвинула меня «Роман-газета», и, разумеется, мне, как нормальному человеку, поддержка такого крепкого прозаика и тонкого стилиста, как Юрий Козлов, очень дорога. Я страшно рад вниманию со стороны наших ведущих писателей, счастлив, что премия «Золотой Дельвиг» уже внедрена в общественное сознание.
Александр Щипков, лауреат из Тарусы |
Константин Скворцов заворожил зал стихами |
Евгения Чигрина приветствует Евгений Герасимов |
Олег Попцов воздаёт по заслугам Ольге Елисеевой |
Как художник художнику. Владимир Меньшов и Святослав Рыбас |
Александр Хинштейн,
политик, журналист:
– Я горячо поддерживаю инициативу «Литературной газеты», которая учредила эту премию. Объективно ощущается нехватка наград, связанных именно со словом, а не с тиражами. Да, есть статусные и щедрые, например, «Русский Букер» или «Большая книга», но они, на мой взгляд, направлены в большей степени на произведения, где важнее форма, а не содержание. Кроме того, «Дельвиг» поддерживает людей из регионов, а это вдвойне важно, потому что проблема отечественной литературы – да и культуры в целом – в том, что очень часто она вращается в замкнутом пространстве между Москвой и Санкт-Петербургом, а литература и жизнь гораздо шире и выходят за рамки столичных городов.
Андрей Житинкин, режиссёр:
– Я могу сказать, что для меня это элитарная премия, потому что есть премии, судьба которых решается какими-то странными «цеховыми» вещами, и иногда непонятно, амбициозны ли они и так далее. Эта премия – неангажированная, её знают во всех литературных кругах, что очень престижно. Помню, мы были на гастролях и увидели в одном городе афишу. Выступал поэт, кроме фамилии ещё было написано «лауреат премии Дельвига». То есть это уже как звание почётное. И для зрителя, и для читателя оно очень дорого, потому что иногда мне кажется, что Дельвига стали вроде бы забывать немножко. Но для меня статусность этой премии неизменна. И ещё для меня крайне важно то, что это писательская премия и её вручают сами писатели.
Она для эстетов, для очень изысканных людей, которые действительно читают, потому что иногда премии даются только за громкое имя, за модность или немодность писателя. Бывает так, что некоторые писатели очень пиарятся, кочуют всё время по ток-шоу, их и знает народ. А есть такие, которые сидят в тиши кабинета, – я вот за эту историю, потому что ведь потом происходит и диалог читателя с писателем тоже в тиши кабинета, если это настоящий автор. И иногда все знают фамилию какого-нибудь писателя, начнёшь разговаривать о нём всерьёз, а собеседник его и не читал. То есть имя на слуху, все могут так, в светской тусовке, козыряя своей эрудицией, сказать: «А-а-а, ну да-да-да». Я даже не хочу перечислять этих писателей, потому что их много таких медийных, они в телевизоре сидят. Выясняется, что на самом деле их знают только те, кто щелкает каналами, фамилия в голове засела, а читать-то их и не читали. То есть репутация у иных звёзд литературы во многом дутая.
А тут есть «золотой запас», каждое писательское имя обеспечено замечательными произведениями. Мне только кажется не совсем правильным, что они конкурируют между собой, искусство – это все-таки не спорт. Есть лонг-лист, шорт-лист, писатели как бы сражаются, бьются, не все победят и примут решение жюри. В искусстве соперничество не всегда на пользу. И тем не менее «Дельвиг» – прежде всего хороший, красивый праздник. Чем больше будет внимания к писательским именам и чем больше (я понимаю, что оно всегда ограничено) количество победителей, тем лучше. Все мы выиграем, если оценят труд сразу нескольких писателей, особенно из провинции, потому что у них там иногда вообще нет никакого стимула не то что работать, а и жить. И в этом смысле приезд в Москву, получение премии – для них порой единственный шанс. Шанс даже не для них лично, а просто ещё одна возможность привлечь внимание к литературе как таковой.
Святослав Рыбас,
лауреат «Золотого Дельвига»:
– У нас в стране очень мало литературных премий. Например, во Франции «благословенной» их свыше полутора тысяч. А у нас на слуху примерно двадцать. Получается, вес каждой нашей премии должен быть в 75 раз выше, чем вес французской. Но ведь никто подобным образом не рассуждает, наши награды не имеют ничего общего с литературной реальностью, да и трудно воспринимать их всерьёз – авторитет им заменяют реклама и призовой фонд. Множатся «классики», зажигают новые «звёзды», но в целом ситуация не меняется, новые авторы появляются редко, у читателя складывается мнение, что сейчас в стране писателей просто нет. Но не стоит раньше времени ставить на литературном сообществе крест, его убивали 25 лет, но оно вопреки всему живо и, уверен, не исчезнет, оно лишь обретёт новые формы.
Юрий Козлов,
писатель, главный редактор журнала «Роман-газета»:
– Во-первых, очень хорошо, что эта премия существует, она набирает всё больший авторитет. В наше время, когда интерес к литературе падает, когда за прошедший Год литературы так и не удалось массово приобщить россиян к чтению, такие премии просто жизненно необходимы. Они позволяют вернуть книге прежний статус, дают возможность писателям общаться, они ориентируют авторов в художественном плане, создают благотворную среду, внутри которой как раз и творится то, что называется литературным процессом. Дай бог премии удачи, если устроителям хватит финансовых возможностей, чтобы и дальше её продолжать, то у «Золотого Дельвига» есть все шансы стать главной литературной наградой России.
Валентин Юркин,
генеральный директор издательства «Молодая гвардия»:
– Очень позитивно оцениваю премию «Дельвига», это одна из самых демократичных литературных наград. И её демократизм заключается в том, что авторы, с которыми работает экспертная группа, – не только москвичи, не только представители какого-то клана или тусовки. Здесь традиционно хорошо представлена провинция, а именно ею всегда прирастает русская литература. Поразительна география премии, её общенациональный масштаб, неприятие сложившейся практики работы только со столичными авторами и крупными издательствами. Мы видим здесь Якутию, Алтай, Урал. Многие города и веси наконец получили возможность заявить о себе на всю страну. Главная ценность премии – её «распахнутость»: на «Дельвига» номинируют книги всех возможных жанров и направлений, в финале встречаются авторы с самыми разными взглядами и биографиями.
Борис ЕСЕНЬКИН,
президент торгового дома «Библио-Глобус»:
– Награждая современных прозаиков, поэтов премией «Золотой Дельвиг», мы как бы отдаём дань тому прошлому, той культуре, без которой их не было бы, не было бы их творчества. Ведь все писатели взращены на великой русской культуре. Девиз Дельвига лишний раз подчёркивает преемственность традиции, которую мы не должны сегодня потерять. И существование подобной премии, поддерживающей именно традиционную русскую словесность, сохраняет тонус подлинной литературной жизни.
Владимир ШЕМШУЧЕНКО, поэт:
– «Золотой Дельвиг» выгодно отличается от многих литературных премий, которые финансируют наши толстосумы, банкиры и прочие персоналии, потому что премия эта привлекает для участия очень большой круг писателей. Я уже не первый раз присутствую на церемонии, и среди лауреатов всегда можно увидеть как представителей национальных литератур, так и людей, живущих в глубинке, на которых никто вообще никогда внимания не обращает. Сегодня вот, например, наградили двух молодых людей из российской провинции. Это очень здорово.