«И вот вся жизнь» – так называется моноспектакль о жизни и творчестве Н.С. Гумилёва, который будет представлен 21 апреля в 19 часов в Доме-музее Брюсова (пр-т Мира, д. 30). Это одна из пяти работ художественного цикла «Пять вершин XX века», осуществляемого Концертным литературно-драматическим объединением Москонцерта.
В нём через перипетии биографии поэтов Маяковского, Есенина, Пастернака, Блока и Гумилёва, их творческий поиск, размышления, боли и радости, предчувствия события вселенского масштаба показана атмосфера начала XX века, его культура.
Художественный руководитель объединения, он же постановщик моноспекталя «И вот вся жизнь», Сергей Михайловский в основу режиссёрского замысла положил артистизм поэта.
При изображении жизни и творчества главного героя постановщику удалось избежать перекоса в одну сторону, когда трагическая судьба перевешивает на чаше весов «жизнь–творчество» в пользу первой. Здесь всё-таки поэзия занимает важное место, и обе части представлены гармонично.
Трагическая судьба поэта выведена как неизбежность столкновения человека-артиста и новой власти, представлявшей бескомпромиссного и беспощадного человека-хама. Поэтическое дарование в пик этого столкновения не стало заступническим аргументом, финал был предрешён.
Алексей Злаказов (на снимке), используя богатый арсенал выразительных средств, предстаёт перед нами то в образе главного героя, то в образе его оппонентов, то в образе свидетелей жизни поэта. Лирика, проза, воспоминания, сменяя друг друга, звучат в его исполнении одной мелодией со своим постепенным нарастанием и спадом, кульминацией и развязкой. Отлаженная общая форма художественного представления не ограничивает малую форму каждого из монологов от имени героев произведения, стихотворений Гумилёва, отрывков из рассказов и эссе. В ней достаточно свободы и красок, чтобы оставаться в одной гармонии с другими, составляющими целостную цепочку моноспектакля. Всё это требует искусности, и с этим стоит поздравить Алексея Злаказова.
Моноспектакль по жанру сочетает в себе два вида художественного представления – это и театр со своей сосредоточенностью внутри сцены, это и эстрада со своей направленностью в зрительный зал. Похоже на сложение прямой и обратной перспектив, которое невозможно в обыденной жизни. Это сложный по конструкции приём, но такова специфика работы объединения – совмещать концертную деятельность (читай: эстрадную) с театральной. И, отдадим должное постановщику, он с этой задачей справился блестяще. Михайловский тонко почувствовал стилистическую специфику моноспекталя, вернее, он её придумал и выдержал от первой до последней минуты. И поэтому биография и стихи Н.С. Гумилёва в зрительном зале воспринимаются новым изящным проникновением в мир поэта. В действие спектакля вводятся неожиданные воспоминания, в стихах расставлены интонации и акценты, подчёркивающие свежий смысл их содержания. Моноспектакль наполняется сценическими красками, которые концентрируют внимание зрителя, заставляя внимательнее вслушиваться в СЛОВО.