Архитектура русского барокко / Вступ. статья и коммент. М. Андреева. – М.: Б.С.Г.-пресс, 2008. – 298 с., 32 л. ил.
История русской архитектуры традиционно делится на две части – древнерусская и то, что появилось после реформ Петра I.
Деление это обычно жёсткое, и оценки соответственно полярные: то старину величают варварством и азиатчиной, а первого императора славят за приобщение нашей страны к европейской архитектурной школе и культуре вообще, то наоборот – государя ругают за разрушение национальной самобытности. Однако же в обоих оценках сохраняется версия, что при Петре произошёл полный разрыв между Русью старой и новой. Но всякий достаточно наблюдательный зритель способен заметить смешение европейских и древнерусских элементов в архитектуре и отделке храмов, в иконописи. Книга известного историка искусства Бориса Виппера позволит подробнее разобраться не только в истории архитектуры, но вообще в процессах взаимовлияния культур в целом – на примере театра, литературы, музыки.