Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 июля 2018 г.
  4. № 30 (6653) (25.07.2018)
Искусство

Застывшая музыка времени

На месте бывшей шашлычной-«стекляшки» теперь частный музей «Собрание»

25 июля 2018
Давид Якобашвили

Одна из крупнейших частных коллекций мирового культурного значения собрана известным российским коллекционером и предпринимателем, президентом компании «Орион Наследие», вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Давидом Якобашвили и представлена в построенном им же здании на Солянке, у Яузских Ворот. 18 лет ушло на формирование ценнейшего художественного фонда, подбор и реставрацию экспонатов, проектирование и строительство здания музея.

Искушенная публика, не­устанно, по-детски восторгаясь, бродила по четырём экспозиционным этажам уникального здания, не в силах охватить более 20 тысяч экспонатов редкого музейного фонда, вместившего в себя предметы искусства (старейшие из которых датируются XIV веком) – музыкальные инструменты и механические редкости, в том числе музыкальные шкатулки, поющие птички, огромные органы и оркестрионы, шарманки, механические пианино и рояли, граммофоны и фонографы, аккордеоны, автоматоны, разнообразные аудионосители, включая восковые валики для фонографов, граммофонные пластинки начала ХХ века из шеллака, бумажные перфорированные и металлические диски и более современные виниловые пластинки.

В разделе декоративно-­прикладного искусства – русское (начиная со времени правления императрицы Елизаветы Петровны) и западноевропейское художественное стекло и керамика, художественный металл (работы мастеров Фаберже, Болина, Рюккерта, Сазикова, Овчинникова, братьев Грачёвых), скульптурные произведения мастеров-камнерезов разных стран.

Отдельный раздел посвятили русской эмали, в нём собраны произведения конца XVII –
начала XX века, представляющие разнообразную технику эмали: выемчатую, перегородчатую, расписную, витражную. В разделе ювелирного искусства – украшения, драгоценные табакерки и портсигары. Особый раздел коллекции, вызывающий наибольший интерес и эстетическое наслаждение, – часы (всего их более восьмисот).

В музее создан собственный реставрационный центр, собрана команда специалистов, поскольку бóльшая часть экспонатов нуждается в восстановлении, также есть студии фото-, видео- и аудиозаписи.

Отправной точкой в истории созданиия музея Давид Якобашвили называет своё знакомство со шведским бизнесменом Биллом Линдвалем, увлечённым коллекцио­нированием старинных механических инструментов. Встретившись в начале 90-х по делам бизнеса, они стали хорошими друзьями. В коллекции музыкальной механики Линдваля, которую он собирал более 40 лет, было около 460 предметов. Иногда в хорошую погоду Билл выходил на городскую площадь в Стокгольме и с удовольствием крутил ручку переносного органчика, радуя горожан звуками старинных мелодий. В 2000 году, когда он почувствовал, что серьёзно болен, предложил своему другу купить его коллекцию и сделать музей. Линдваль опасался, что дети рано или поздно распродадут ценную коллекцию по частям, поэтому хотел передать её в руки человека, который сможет продолжить его дело. И не ошибся. После приобретения коллекции Якобашвили начинает период активного собирательства и поиска новых интересных арт-объектов и перевозит их в Россию.

Только что большая экспозиция вернулась с Дней российской культуры во Франции. Но на этом глава «Собрания» не останавливается. Он и его сын Михаил готовятся к открытию постоянной музейной экспозиции в Сочи.

На вопрос, каковы планы музея, как будет построена его работа, Давид Якобашвили рассказал о музыкальных вечерах, поскольку в собрании музея огромный объём музыкальных аппаратов, записей, роллов, цилиндров, пластинок. Важное направление – прикладное, для подрастающего поколения – обучение работе с техникой. «Мне бы хотелось, чтобы музей имел просветительскую функцию. Будем рассказывать, как создавались механизмы, как они работают. Как возникает звук, как работают мехи, которые подают воздух в механизм, какие задействованы каналы и трубы. Возможно, будем обучать профессиям мастеров по ремонту часов, механизмов, столярному делу. Планируем образовательные программы, лекции, мастер-классы. Будем делать золочение, работать с металлами, проводить столярные работы, восстанавливать механизмы и внешний вид».

Ожидается, что для широкой публики музей откроется до конца 2018 года. Пока создатели обещают сделать вход бесплатным, но по предварительной записи, «чтобы было понятно, кто приходит», – подчёркивает Давид Михайлович.

Ирина Горюнова,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор МГУ

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Ирина Горюнова

Заслуженный деятель искусств России, профессор ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS