Недавно в электричке услышал, как два пожилых москвича рассуждали о том, что, дескать, раньше Москва строила заводы, выпускала автомобили, станки, а нынче город занят лишь индустрией развлечений. Я вмешался в разговор и попытался посвятить собеседников в нынешнее состояние столичной промышленности. Конечно, они мало что об этом знали, поскольку, не в пример советским временам, наша пресса не уделяет внимания деятельности промышленных предприятий: она тоже следует законам рынка, освещая то, что пользуется спросом у массового читателя, а это, прежде всего, – индустрия развлечений. Однако, невзирая на «обет молчания», принятый прессой по отношению к другой индустрии (промышленности), она не только не перестала существовать в столице, но и с каждым годом всё более развивается.
К примеру, считающийся «погибшим» завод ЗИЛ возродился, обретя московский статус. Благодаря принятому пятилетнему проекту реформирования предприятия сегодня здесь налажен выпуск грузовых малотоннажных автомобилей. Только в 2007 году на эти цели правительство Москвы выделило более семисот миллионов рублей. В итоге удалось сохранить действующее производство грузовых автомобилей и рабочие места 11 тысячам человек.
В результате хорошо продуманного совместного проекта столичного правительства с французской фирмой «Рено» вторую жизнь обрёл и АЗЛК: только в 2006 году в России было продано почти 50 тысяч автомобилей, сошедших с его конвейера. Проект открывает и хорошую перспективу для производства запчастей к недорогим легковым иномаркам, адаптированным к российским дорогам. Согласно обязательствам, подписанным между «Рено» и московской мэрией, производственные мощности завода «Автофрамос», существующего на базе АЗЛК, будут увеличены к 2009 году с 80000 до 160000 автомобилей в год. В дополнение к выпускаемой в настоящее время модели «Логан-седан» на расширенных мощностях завода через несколько лет будут производиться автомобили «Меган» или «Лагуна» третьего поколения. Запуск новых моделей и удвоение производственных мощностей означают расширенное вовлечение в производственный процесс российских предприятий. Рабочие места получат тысячи людей в разных регионах страны.
Сегодня на столичное автомобилестроение работают Самара, Калуга, Нижний Новгород, Киров и Красноярск. Эти города получили дополнительные рабочие места, стали составными звеньями созидательного интеграционного процесса. Таким образом, решаются не только экономические задачи, но и проблемы социальные: столичное автомобилестроение вносит существенный вклад в борьбу против безработицы в регионах, служит упрочению стабильности в стране, объединяя регионы вокруг промышленного головного предприятия в столице.
Решать производственные задачи в Москве планируется за счёт привлечения эффективных инвесторов.
Как нам сообщили в Департаменте науки и промышленности, по инициативе городских властей в качестве содействия будущим автомобилестроителям создаётся специальное инфраструктурное подразделение в форме Государственного унитарного предприятия, способного решать вопросы инженерного обеспечения. Оно будет оказывать помощь в проектировании, строительстве и реконструкции промышленных объектов в соответствии с техническими заданиями заказчиков.
Также под патронажем городского руководства успешно развивает свой производственный и кадровый потенциал предприятие «Салют», известное как крупнейший в стране производитель авиационных двигателей. Благодаря московским льготным кредитам, субвенциям и субсидиям на сотни миллионов рублей здесь освоен выпуск качественно новой продукции, которая пользуется большим потребительским спросом, а потому приносит прибыль в заводскую казну. Начиная с 2002 года «Салют» производит уникальные парогазовые установки, способные вырабатывать мощную и дешёвую тепловую энергию, что позволило качественно модернизировать и улучшить работу теплоэлектроцентралей столицы.
Новую жизнь обретает знаменитый завод «Серп и молот». Его новый сталепрокатный стан, чья проектная мощность составит 450 тысяч тонн металлопроката в год, создаётся в Смоленской области. Перевод литейного производства за черту города осуществляется столичным правительством ради сохранения нормальной экологической обстановки в мегаполисе. Чтобы сохранить здоровье москвичей, экологически вредное производство завода «Серп и молот» переведено в безлюдные места, в специально отведённую промышленную зону, где завод заработает с удвоенной мощностью. Возводятся новые корпуса и цехи, в которых монтируется новейшее оборудование, соответствующее применяемым в них самым передовым технологиям. Объём инвестиций на реализацию этой программы составляет свыше шести миллиардов рублей. Жители Смоленской области, где остро стоит проблема трудоустройства, получат более 1300 высокооплачиваемых рабочих мест.
Показателен пример и такого флагмана отечественной индустрии, как Тушинский машиностроительный завод, где когда-то создавался орбитальный космический корабль – челнок «Буран». После развала Союза это уникальное предприятие оказалось не у дел. Выжило оно только благодаря правительству Москвы, которое разработало и внедрило финансируемую программу его развития, обеспечив рабочих долгосрочным заказом и осуществляя гарантированную закупку продукции, которая идёт на нужды города. К примеру, на заводе освоено производство удобных «низкопольных» городских автобусов и троллейбусов, комплексов по переработке отработанных шин, гидроустановок малой мощности. А несколько месяцев назад здесь была открыта новая производственная линия, на которой изготавливаются многоэтажные модульные автостоянки.
Большая работа ведётся по развитию и совершенствованию промышленного потенциала в Зеленограде. Финансовая поддержка позволяет модифицировать производственный процесс на предприятиях «Микрон», «Спурт», «Компонент» и других. Благодаря внедрению новейших технологий создаются технико-внедренческие и экономические зоны. Подобные меры дают предприятиям возможность не только ускорить своё развитие, но и сохранить ценный кадровый потенциал, привлечь на производство молодёжь, открыть новые рабочие места (а их будет более 15 тысяч). На создание особой экономической зоны «Зеленоград» решено выделить на паритетных началах из федерального и столичного бюджета 24 миллиарда рублей. Завершение этих работ намечено на 2009 год.
Этот список возрождённых и вновь созданных в Москве предприятий можно продолжать. Заводы и фабрики в столице плодотворно и интенсивно работают, выпуская продукцию, которая пользуется большим спросом в различных областях хозяйственной жизни страны. Москва сегодня занимает лидирующее положение по сравнению с другими регионами РФ по темпам роста производства.