МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК
Какой будет Москва через десять лет? А через двадцать пять? Делать любые прогнозы на такую перспективу – дело изначально неблагодарное, и новейшая история России – лучшее тому подтверждение. Но умение делать выводы из предшествующего опыта – это нечто иное, можно сказать, искусство особого рода. Для владеющего им – прогноз уже не просто умозрительная перспектива, а закономерный итог заранее просчитанной и реализованной стратегии. И это в полной мере сегодня удаётся Москве.
Московские власти делом доказали, что могут и умеют превращать самые неординарные проекты в осязаемую и очевидную реальность. Умение комплексно оценить любую ситуацию, разработать стратегические планы на долговременную перспективу и добиться их последовательного исполнения – в последние годы это стало устоявшимся стилем работы городских властей. Столице есть чем гордиться – за годы энергичных действий правительства Юрия Лужкова в городе сделано невообразимо много, и многое делается сейчас. Сработанный и отлаженный как часы механизм работы столичного правительства не просто вывел Москву на лидирующие позиции по уровню жизни в стране, но и позволяет решать задачи, доступные по силам столицам самых высокоразвитых государств.
А суть всех усилий городских властей сегодня в самом упрощённом виде – формирование нового типа городской среды. Главное здесь – переход от экстенсивных методов освоения жизненного пространства к интенсивным. В соответствии с этим происходят качественные изменения и в жизни москвичей. Не секрет, что уже сегодня столица развивается быстрее, динамичнее, чем большинство других городов страны, да и большинство мировых мегаполисов. Здесь внедряются сегодня новейшие технологии, смелые архитектурные и инженерные идеи быстрее всего находят себе применение. И это только начало.
В силу особых российских традиций само проживание в столице означает пребывание на лидерских позициях, причём не только в масштабах страны, но и на международном уровне. В частности, именно по данной причине в Москве дорогие жильё и недвижимость. Жить в Москве престижно, и в стоимости жилья заложен не административный процент и не сверхприбыли застройщиков, а доплата за статус. Потребитель платит не за бетон и арматуру, а за возможность жить и реализовать себя в мегаполисе мирового уровня.
А ведь такой, как сегодня, Москва была не всегда и обернулась «белым лебедем» не из-за сверхъестественных причин. Не надо быть долгожителем, чтобы вспомнить, каким был город ещё 15–20 лет назад. А ведь сегодняшнее чудесное перевоплощение российской столицы в один из красивейших городов мира произошло не в силу сверхъестественных причин или чуда. Все чудеса эти – рукотворные, следствие продуманной и реализованной на практике программы городского развития. Формирование нового жизненного пространства столицы – следствие развития градостроительной мысли, ушедшей за последние 15–20 лет далеко вперёд.
Внедрять новые технологии, новые подходы к организации пространства в условиях уже существующей застройки, а тем более в исторических районах старинных городов всегда непросто. Но Москве это удаётся, в ряде случаев – с большим успехом. Успехи в данном направлении высоко оценены мировыми авторитетами в области градостроения, такими как Норманн Фостер, Заха Хадид и другими. Москва сегодня задаёт ориентиры, диктует градостроительные тенденции с учётом национальной специфики. Нередко здесь реализуются идеи, опережающие своё время.
Во многом из-за этого для Москвы характерен своеобразный конфликт поколений, выражающий отношение различных групп населения к реализуемым строительным и реставрационным проектам. По-прежнему существуют разногласия «ретроградов», желающих жить по-старому, и «творцов», создающих новое. Просто Москва у каждого поколения своя, а стремление к переменам свойственно, как правило, лишь людям относительно молодым. В Москве стараются учесть мнение и тех и других. Уникальность Москвы в том, что город находит компромисс между устремлённостью в будущее и сохранением исторического наследия.
Одна из важнейших современных градостроительных идей, активно используемых в Москве, – зональный подход к освоению пространства. Территория комплексно осваивается по целевому назначению: жилой массив, производственный комплекс, рекреационная зона. Такой подход позволяет сразу определить необходимые для данного места коммуникации, которые являются кровеносными сосудами любого современного города.
Это московское ноу-хау прошло испытание, и становится теперь одним из основных методов работы стройкомплекса на многие годы. Суть метода состоит в том, что инвестор своими силами готовит территорию, осваивает участок «с нуля», создаёт все необходимые коммуникации и инженерные сети. Подобная практика является уникальной для всего мирового строительства: с одной стороны, система комплексной застройки даёт огромную экономию бюджетных городских средств, с другой стороны – не в убытке и инвестор. Система комплексной застройки прекрасно показала себя в Куркине и Молжанинове. Теперь применение комплексного подхода становится не экспериментальным, а повсеместным методом массовой застройки.
Зональный подход реализуется не только в отношении жилых массивов. Речь идёт, например, и о программе реорганизации промышленных зон внутри городской черты. Из центра города промышленные предприятия выводятся, освобождающиеся территории определяются как жилые кварталы или исторические, рекреационные места и осваиваются соответственно. В других местах производственные площади уплотняются. На специально подготовленных территориях, вне исторического центра и подальше от природных охраняемых территорий, создаются новые места для развития производств с соответствующими современными коммуникациями. Производственные территории занимают сегодня 20,5 тысячи гектаров, или 19,2% от общей площади территории города.15,8 тысячи гектаров сформированы в 83 производственных зоны, ещё 4,7 тысячи гектаров производственных территорий размещены вне промышленных зон. Уже в течение ближайших пяти лет градостроительными планами намечается сокращение производственных территорий на 5,5 тысячи гектаров, в том числе в границах производственных зон – на 3,4 тысячи гектаров. Под жилищное строительство реорганизуется 1,9 тысячи гектаров из этого числа, ещё 2 тысячи гектаров будут реорганизованы под развитие природного комплекса, а 1,2 тысячи гектаров – на общегородские нужды. В результате реализуемой программы к 2020 году в Центральном округе Москвы практически не останется промышленных предприятий. По данным пресс-службы ЦАО Москвы, ежегодный план по освобождению территорий промышленных предприятий от производственных функций составляет здесь 40 гектаров. За последние пять лет отсюда уже выведено более 400 предприятий, а на освободившейся территории построено свыше 8000 тысяч метров новых площадей, треть из которых жильё.
В результате, как поётся в популярном хите, возможным становится совсем уж казалось бы невозможное. На месте унылого пространства промзон в цехах предприятий возникают новые арт-салоны. Фабрика «Красная роза» становится в итоге галереей «ПЛЭЙ», авангардные художники демонстрируют свои произведения не только здесь, но и в пространствах бывшего винзавода. В цехе же электромоторного завода и вовсе оборудуются огромные жилые пространства «лофты» – самое модное течение на рынке мировой недвижимости.
Особое внимание уделяется сегодня в Москве рекреационным зонам, тем более что уникальная специфика российской столицы такова, что зоны рекреации зачастую совпадают в городе с историческими территориями. Среди последних масштабных проектов – реконструкция Царицына, Коломенского и Лефортова. Территории эти осваиваются комплексно. Для начала работают археологи, изучая местность, проводя раскопки и готовя рекомендации архитекторам-реставраторам. Ещё до реставрации проводится полная проверка уровня озеленённости территории. Больные растения заменяются новыми, молодыми; общая площадь садов и цветников, как правило, увеличивается. Если обустраивается территория для массового отдыха, обязательно предусматривается реконструкция старых или строительство новых подъездов, паркингов. Если это возможно, то и новые станции метро.
Не будет преувеличением назвать сегодня транспортную проблему острейшей среди городских. От способности городских властей решить её, выиграть борьбу у растущего лавинообразно автотранспорта во многом зависит будущее города. Для сегодняшней Москвы это стало не только одним из девизов, но и руководством к действию. Слишком высокой выглядит ставка в этой борьбе. МКАД, 3-е и 4-е транспортное кольцо, реконструированные Боровское и Киевское шоссе, строящийся Звенигородский проспект, прокладка которого ведётся с применением уникальных строительно-инженерных технологий. В настоящее время принят широкомасштабный проект реконструкции «Большой Ленинградки». Проект этот уникален не только в силу огромного объёма работ. Расширение на север пойдёт от стен Кремля и за границы МКАДа, то есть по главным транспортным магистралям исторической части города – Тверской улице и Тверскому тракту. Планы строительства, как водится, обросли немалым количеством сплетен и домыслов, особенно в части реконструкции Пушкинской площади. Одобренное в итоге решение устроило в результате всех – облик «намоленного» поколениями москвичей места не изменится – магистраль и развязка пройдут к ней «по касательной».
Кроме того, реконструированы вокзалы, метро вышло за пределы Кольцевой дороги, осваивается лёгкое метро, монорельс.
Всё это, как и многое другое, реализуемое сегодня на практике в городе, способствует претворению в жизнь одной главной градостроительной идеи – достижения соразмерности архитектуры человеку во имя улучшения качества жизни. Город должен служить его жителям, а не быть лишь памятником архитекторам и строителям. Неслучайно жители новых районов Москвы, по привычке называемых «спальными», не без оснований считают их более комфортными для жилья, чем даже исторический центр. Рядом прекрасная инфраструктура, детские площадки, большие парки. В итоге сам термин «спальный район» уходит в прошлое.
Это, как и многое другое, меняет сам образ столицы. Столица «не меняется в главном», меняясь лишь во «всём остальном». Новые транспортные кольца на городской карте, как на срезе мощного дерева, указывают на смену эпох – от стен Кремля до Окружной дороги и дальше. Этому дереву предстоит стоять ещё долго, его охраняют бережно и заботливо, и с годами оно становится лишь раскидистее, а значит, моложе.
Так что гадать по поводу того, какой будет Москва через четверть века, не надо. Ведь вся российская столица становится сегодня единым пространством комфортной и достойной жизни. Такой она и должна оставаться по замыслу её сегодняшних творцов на протяжении будущих десятилетий и столетий. Многое из уже сделанного в городе подтверждает этот прогноз, для которого не надо быть ясновидящим.