В России на первую половину осени ежегодно выпадают два весьма важных профессиональных праздника: День воспитателя и дошкольных работников (27 сентября) и День учителя (5 октября). Указом Президента РФ Владимира Путина текущий год объявлен Годом педагога и наставника. Это прекрасный повод поздравить всех причастных и обратить внимание на специфику вышеназванных профессий.
Лицам, обучающим детей, необходимо чувствовать повышенную ответственность перед ними. Если детсадовцы и школьники, приобретая знания и творческие навыки, параллельно не получают достойного воспитания, значит их «старшие товарищи» не справились со своей основной задачей: помочь детям сформировать мировоззрение, основанное на приоритете любви и нравственности.
Не всем известно, что мы в первую очередь перенимаем душевое состояние тех, у кого обучаемся. Затем подражаем их поступкам и лишь в последнюю очередь обращаем внимание на слова. Красноречием и примерами из жизни или литературы не воспитать добросовестного человека, если учитель сам не чист сердцем или не стремится стать таковым.
Человек – это душа и тело. Если возникло желание помочь человеку, то необходимо в первую очередь помогать его душе через самовоспитание. Преобразование окружающего мира следует начинать с собственных изменений.
Душа тесно связана с такими понятиями, как любовь, вера, нравственность. Поэтому если, например, учитель физики будет развивать свою душу через улучшение характера и образа жизни, то его ученики автоматически будут перенимать эту тенденцию. Причём учителю вовсе не обязательно говорить классу о высоких материях. Дети подсознательно будут считывать информацию с его души.
Часто возникает резонный вопрос: кто должен воспитывать детей? Одни говорят, что это обязанность родителей, другие – школы. Воспитывать должен тот, кто компетентен. Родители, для которых работа, деньги, положение в обществе важнее любви, дружбы, милосердия, взаимопомощи, душевного счастья, едва ли дадут достойное воспитание ребёнку. Учитель, озабоченный лишь оказанием образовательных услуг, считая ученика сосудом, который нужно наполнить теорией, а не факелом, который надо зажечь собственным сердцем, – никудышный воспитатель.
Конечно, здравомыслящим родителям, для которых весьма ценны совесть, честь, великодушие, не стоит перекладывать ответственность за воспитание своих чад на плечи работников сферы образования. Ребёнка недостаточно накормить, обуть, одеть и обучить различным дисциплинам. Ему необходимо помочь обрести верные ориентиры и цели в жизни, которые будут вдохновлять и мотивировать его гармонично развиваться: совершенствовать душу, развивать интеллект, поддерживать в тонусе тело.
Для более эффективного процесса образования родителям и учителям стоит объединить усилия и со всей ответственностью и добросовестностью подойти к вопросу саморазвития. Станем демонстрировать любовь, благодарность, искренность, честность, смелость, перестанем осуждать, завидовать, лукавить, тщеславиться – ребёнок последует нашему примеру. В противном случае погубим его душу и расплатимся за это.
Если сумеем посеять в сердцах семена бескорыстия, сострадания, патриотизма, благожелательного отношения к любому человеку, то дадим детям куда больше, чем сухие знания.