Кондрашов Александр
В период летнего «бескартинья» в прокате оказываются ленты молодых режиссёров, не особо претендующих на большой успех, а также не очень молодых продюсеров и режиссёров, очень даже претендующих. Фильм «Качели» показывался далеко не во всех кинотеатрах России (около 600), а вот «Герои анекдотов» демонстрировались чуть ли не в двух тысячах.
Мы писали о малобюджетном «Ровеснике», куда тем не менее удалось затащить известных артистов. «Качелям» же молодого режиссёра Павла Тимофеева поддержку в качестве продюсера оказал Фёдор Бондарчук, а также в ленте из известных артистов участвовали Ирина Апексимова, Александра Бортич и Ольга Лерман. Собственно, из-за них я и стал смотреть эту самодельную криминальную комедию, хотя в ней они играли не самые главные роли. Странно даже, что согласились участвовать, уж больно безбашенный фильм, и работы артисток не стали прорывными, удивила только Лерман, достоверно сыгравшая преданную жену уголовника; впервые, кажется, среди её героинь – такая отвязная «простолюдинка».
Фильм начинается с того, что некий простак приходит на «Мосфильм» с целью продать свой сценарий. Нам не показывают самое интересное, как человеку с улицы удалось проникнуть на территорию легендарной киностудии и найти там компетентного редактора или продюсера, который потратил бы на него более пяти минут. А здесь аж больше часа, хотя ничего сногсшибательного предложено не было. Итак, самое интересное (про проникновение) пропущено, а дальше этот «сценарист» начинает рассказывать кому-то, видимо продюсеру, историю о пьянке четырёх друзей в канун 8 Марта и как жёны их потом разыскивали и спасали. И тут же этот рассказ о мальчишнике, переросшем в грандиозный загул, предстаёт в виде кинокартинок. И так до самого конца, довольно часто прерываясь комментариями «сценариста». История же – невозможно, так сказать, растопыренная небывальщина, с проститутками, битьём посуды, с представлениями в варьете, «свадебной» пальбой из авто на Новом Арбате и авторитетной гангстер-вумен, которую боится даже полиция.
Испытал чувство благодарности к создателям, за то, что кино не злое, не нудное и довольно быстро закончилось. Но, как часто бывает с нынешними молодёжными премьерами, была и горечь от несоответствия того, что творится в фильме, с тем, что происходит во время действия на юге России. Как будто создатели крепко зажмурились, чтобы не видеть реальной жизни в стране.
Неприятное послевкусие осталось и от «Героев анекдотов» режиссёра Андрея Никифорова и продюсеров Сарика и Гевонда Андреасянов с участием Фёдора Лаврова, Алексея Маклакова и Ольги Тумайкиной. Замах на гайдаевскую комедию для массового зрителя.
В центре её – Чапаев, тёща (она же Лариса Ивановна, которую хочу), чукча, новый русский и Вовочка, и все они благодаря молодым лирическим героям (Антон Богданов и Мария Горбань) из прошедшего времени, когда родились анекдоты про них, попадают в наши реалии. Это попадание должно было, как предполагалось видимо, высекать искры остроумных реприз из смешных ситуаций, но как-то обошлось без них...
На удивление, особенной безвкусицы не было, но и смешного мало. От Сарика Андреасяна, недавно попавшего в скандал (анекдот) – он заявил, что Тарковский – ужас, и что он, Сарик, великого нашего режиссёра и всё авторское кино ненавидит, – после такого откровения можно было ожидать крепкой кассовой народной комедии, но «Герои анекдотов» в прокате провалились. Профессиональный продюсер это мог бы предугадать, прочитав сценарий. Но не предугадал. «Анекдоты» мимо жизни, мимо зрителя, мимо кассы.