По закону об образовании закрыть сельскую школу без учёта мнения сельчан невозможно. Жители деревни Леоновка Большесолдатского района Курской области высказались за сохранение школы, но учебное заведение всё равно закрыли. И обращение в суд не помогло. Накануне нового учебного года, 26 августа, суд в иске сельчанам отказал. Их опросили? Опросили. Значит, формальности соблюдены. То, что учителя перешли в разряд безработных, а дети будут ездить в другую школу, за 12 километров от села, «негативными последствиями ликвидации», оказывается, не является.
«Дети и взрослые плакали, – написали в своём письме в газету жители Леоновки, – просили, умоляли оставить школу – единственное благо, оставшееся для них в деревне. Однако ни слёзы, ни мольбы никого не тронули».
Что ж, когда на кону 6 млн рублей – во столько обходилось годовое содержание школы, – слёзы и мольбы, понятно, мало кого трогают. Даже суд экономию средств для бедного района посчитал более важной, чем благополучие жителей. Село небольшое, промышленности нет, поступления в бюджет от работающих на земле копеечные. Ну прекратит вслед за единственным объектом культуры – школой – своё существование, и бог с ним.
Десять лет назад закрыли фельдшерско-акушерский пункт, пять лет назад опустело здание почты, теперь пришёл черёд школы, которой в этом году исполнилось 120 лет. С одной стороны, содержать всё это в населённом пункте, в котором живёт менее двух сотен человек, действительно накладно. С другой – с исчезновением клубов, ФАПов и школ в уходящую натуру превращаются и сами сёла. А ссылки на зарубежный опыт – от лукавого. Да, там у каждой фермы школ и больниц нет, но есть хорошие дороги, автомобиль в каждой семье и школьные автобусы.
Детей из Леоновки тоже обещают возить за 12 километров в другое село на школьном автобусе. Старшеклассники (а школа в Леоновке была лишь девятилеткой) уже ездили на этом транспорте в другое село, и родители с ужасом вспоминают, сколько раз им приходилось вызволять детей: автобус глох, застревал в размытой колее в осеннюю распутицу, закапывался в сугробы.
Казалось бы, 12 километров – не расстояние, но отпускать первоклассника в школу по такой дороге действительно страшно. Это в американском кино яркий школьный автобус подруливает прямо к дому, в российских реалиях он и к остановке-то не всегда подруливает. В Леоновке, например, остановки как таковой нет. Есть некое обговорённое место на окраине села, от которого до некоторых домов – два километра. Кстати, тротуаров, разметки, дорожных знаков и ограждений тоже нет. Идти детям придётся по проезжей части.
Ещё бóльшая проблема с подготовишками. Их в селе двое, автобус – он же школьный, а не дошкольный – брать малышей на борт не имеет права. Пяти-шестилеткам преодолевать расстояние в 12 километров пешком?
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, число жителей двух третьих сёл не превышает 200 человек. После закрытия медпунктов, клубов и школ люди покидают родные места в поисках лучшей доли. Уезжают не только из Сибири и с Дальнего Востока, но уже и из благодатного Нечерноземья. Губернатор Курской области Роман Старовойт в этом году открыл в областном центре две новые школы. Но почему же не вмешался в закрытие сельской? Пройдёт немного времени, и в медвежий уголок превратится и центральная Россия.