Илья Кабаков, Эрик Булатов, Геннадий Спирин, Олег Целков… Что объединяет этих известных современных художников. Конечно, не только успех и мировое признание. Все они в своё время прошли обучение в Московской центральной художественной школе при Российской академии художеств.
МЦХШ – замечательное и уникальное общеобразовательное учреждение, в котором занимаются творчески одарённые дети. Здесь, на Крымском Валу, в самом центре художественной жизни столицы, деятельность не прекращается, кажется, никогда. Лекции, выставки, семинары, собственные программы дополнительного образования – всё это Московская центральная художественная школа. Только 16 июня закончилась здесь выдача аттестатов выпускникам – и практически тут же начала работать дополнительная летняя школа, где в течение двух недель ученики под руководством художников-преподавателей будут погружены в творческий процесс и совершенствование своих изобразительных навыков. Правда, в этом году летняя школа обучает в режиме онлайн.
Кстати, даже в условиях карантинных ограничений МЦХШ работала весьма интенсивно. В начале мая под её эгидой прошёл Всероссийский открытый конкурс «Юный художник России», вошедший в перечень Всероссийских олимпиад. А прямо сейчас школа перешла ко второму этапу приёма детей, желающих обучаться по таким направлениям, как живопись, дизайн и скульптура.
Первый отборочный тур – просмотр домашних работ – проходил дистанционно. Конкурсанты присылали качественные фотографии своих работ вместе с необходимыми документами на отдельную электронную платформу. Те, чьи творения были по достоинству оценены экспертным жюри, допущены ко второму этапу и разделены на возрастные группы и направления. За каждой группой закреплено несколько педагогов, они следят за процессом сдачи экзаменов, которые длятся несколько часов в формате онлайн, на камеру. Например, поступающий в соответствии с требованиями делает постановку натюрморта, а затем в течение 15 минут должен загрузить качественное фото своего шедевра на электронную платформу. Если речь идёт не о рисунке, а о скульптуре, то её изображение должно быть с нескольких ракурсов. А дальше – оценка жюри.
– К сожалению, дистанционные экзамены не могут передать вдохновляющую атмосферу, царящую в мастерских, в которых проходит второй этап экзамена, – считает народный артист России депутат Мосгордумы, председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. – Живое взаимодействие между поступающим и преподавателем намного ценнее, чем общение через монитор. Также у многих поступающих дома может не оказаться необходимых предметов для натюрмортов. Но в дистанционном экзамене есть и большой плюс: дети, которые находятся в разных условиях, могут испытать себя, получить уникальный шанс для поступления в школу.
Полагаю, преподаватели отлично справляются с онлайн-оценкой работ в период мер безопасности. Хотя появились препятствия, которые усложняют работу. Например, цветопередача на разных устройствах различна, искажения в цвете мешают оценить работы по живописи в полной мере. Кроме того, обычно оценивают работы несколько преподавателей-экспертов с живой дискуссией-обсуждением. Сейчас же преподаватели остались один на один с мониторами компьютеров. Тем не менее радует, что без риска для здоровья детей и преподавателей осуществляется набор новых талантливых учеников в МЦХШ. У них будет возможность учиться в лучшей художественной школе в России.
Действительно, сюда может поступить любой художественно одарённый ребёнок. Тем более большинство детей приходят в МЦХШ, уже имея определённый фундамент. Насколько серьёзный – зависит от них самих и от родителей. Ведь для совершенствования надо работать над собой – путешествовать, ходить на выставки, знакомиться с работами других художников и, конечно, постоянно улучшать собственное мастерство, не боясь экспериментировать и пробовать себя в разных жанрах. Формирование стиля у настоящего мастера – это процесс длинною в жизнь. А основы можно заложить как раз здесь – в Московской центральной художественной школе при Российской академии художеств.
Сергей Колпакчи