Любители неслыханного и невиданного в погоне за однодневными сенсациями чаще всего теряют способность разглядеть действительно крупное явление – долгий человеческий подвиг. Одно из таких явлений – начавшаяся в 1991 году история Московского независимого театра «Мир искусства»
В ту пору грубо попирались духовные и нравственные принципы, кладбища пополняли жертвы огнестрельных разборок, а многие театры искали кассовое спасение в третьесортных бродвейских комедиях и прочих развлекательных шоу, чуждых всем предшествующим достижениям отечественного искусства.
В таких условиях театр «Мир искусства» поставил над собой суровые законы: художественно-просветительское направление при верности русской драматической школе «искусства жизни человеческого духа»; без своего помещения, с арендой чужих сцен, без помощи спонсоров и государственных дотаций, только за счёт зрителей и по билетам общедоступной цены, при этом развивая все признаки не временной антрепризы, но репертуарного театра со спектаклями-долгожителями.
Всё это многим казалось тогда жестом отчаяния или популизма, однако начинание выжило и убедило многих скептиков в своей необходимости городу и зрителю. Начинали с аренды Малого зала Театра Армии на 450 мест. Потом были другие площадки, где молодому коллективу приходилось порой сталкиваться с раздражением местной администрации. Однако даже враждебно настроенные люди с уважением отзывались о качестве спектаклей и этике коллектива-арендатора. Придирались к слишком развязному молодёжному большинству зрителей. Заметим, что за все годы работы театра на сценах Дома литераторов, дворцов и домов культуры ГУВД Москвы, «Зодчие», МИИТа, наконец, ЦДРИ и Театра музыки и драмы Стаса Намина никто не заявлял претензий к такой же молодой аудитории.
После участия в изнурительных переездах, перевозках, погрузках, разгрузках и установках спектаклей актёры находили силы овладевать вниманием публики.
Год от года развивалось и крепло творческое качество. Уже в 1995 году газеты назвали «Мир искусства» «одним из самых интересных творческих коллективов столицы». Основателю и руководителю театра Александру Кравцову предложили общественную поддержку в хлопотах о стационарном помещении. Он отказался: «Рано. Эксперимент должен быть чистым». Вскоре всё повторилось. У Кравцова появились заслуги активного члена Общественного комитета по подготовке и проведению 100-летия со дня рождения С.А. Есенина, затем – председателя Координационного совета в годы подготовки празднования 850-летия Москвы. Ему то и дело напоминали о ситуации, подходящей для изменения статуса театра. Кравцов и его коллеги мужественно продолжали эксперимент.
В спектаклях «Мира искусства» настоящим художественным явлением признаны работы заслуженного артиста России Сергея Кокорина в роли Есенина; народной артистки России Любови Стриженовой и её молодой дублёрши Светланы Авиловой в образе Екатерины Великой; народной артистки России Анны Антоненко-Лукониной в пронзительной роли крестьянской Матери; заслуженного артиста России Сергея Блохина – блистательного князя Шеина в «Гранатовом браслете». На его счету ещё и творческая победа в моноспектакле по рассказам Чехова. Большим успехом у зрителей разных возрастов пользуется молодой мастер театра и кино Александр Волков в ролях трагического романтика Желткова из «Гранатового браслета» Куприна и простодушного сельского парня Витьки из «Материнского сердца» Шукшина.
Пресса и зрители постоянно отмечают чуткий и дружный партнёрский ансамбль, в котором нет «маленьких актёров». В эти дни театр работает над исторической драмой «И свет не пощадил, и Бог не спас» – о судьбах русских поэтов Михаила Лермонтова и Александра Одоевского. Автор пьесы и спектакля, сценограф и художник по костюмам – A.M. Кравцов. Но главный его дар – в подробной проработке всех пластов спектакля и поведения в нём актёров. А это значит, что на сцене засверкают новые имена – в этой исторической драме заняты преимущественно совсем молодые исполнители – вчерашние студенты.
Театр и его руководитель награждались благодарственными грамотами двух министров культуры России и правительства Москвы, хотя никто из этих ведомств не нашёл времени заглянуть на спектакли.
Творческое лицо театра очерчено так же ясно, как внятно выражена его идеология. Александр Кравцов в свои 77 лет во всех профессиях – драматурга, прозаика, поэта, публициста, режиссёра и актёра – был и остаётся ревнителем просвещения и радетелем русской речи и литературного языка. Каждый его спектакль обращён к современникам независимо от того, в каком веке происходит действие пьесы. Мне довелось побывать почти на всех премьерах театра. Видел, как зрители сочувствовали драме «последнего поэта деревни» Сергея Есенина. Материнское сиротство императрицы Екатерины Второй и знаменитой княгини Дашковой в другой драме Кравцова вызывает такое же сочувствие, как внезапное одиночество простой крестьянки – героини рассказа Шукшина. Нам редко напоминают о жертвенной любви мужчины. Но она-то и «обрекает на успех» превосходный спектакль «Гранатовый браслет» – одно из сокровищ русской прозы.
Чистая совесть и надёжное творческое качество позволяют театру на обложке буклета заявить девиз «Здесь вам не солгут – не солгите и вы».
Настало время по-настоящему поддержать «Мир искусства».