Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Здесь вам не солгут…

01 января 2007

УCПЕХ

С. Авилова в роли Екатерины Второй в спектакле «Виной всему была её корона»Любители неслыханного и невиданного в погоне за однодневными сенсациями чаще всего теряют способность разглядеть действительно крупное явление – долгий человеческий подвиг. Одно из таких явлений – начавшаяся в 1991 году история Московского независимого театра «Мир искусства»

В ту пору грубо попирались духовные и нравственные принципы, кладбища пополняли жертвы огнестрельных разборок, а многие театры искали кассовое спасение в третьесортных бродвейских комедиях и прочих развлекательных шоу, чуждых всем предшествующим достижениям отечественного искусства.

В таких условиях театр «Мир искусства» поставил над собой суровые законы: художественно-просветительское направление при верности русской драматической школе «искусства жизни человеческого духа»; без своего помещения, с арендой чужих сцен, без помощи спонсоров и государственных дотаций, только за счёт зрителей и по билетам общедоступной цены, при этом развивая все признаки не временной антрепризы, но репертуарного театра со спектаклями-долгожителями.

Всё это многим казалось тогда жестом отчаяния или популизма, однако начинание выжило и убедило многих скептиков в своей необходимости городу и зрителю. Начинали с аренды Малого зала Театра Армии на 450 мест. Потом были другие площадки, где молодому коллективу приходилось порой сталкиваться с раздражением местной администрации. Однако даже враждебно настроенные люди с уважением отзывались о качестве спектаклей и этике коллектива-арендатора. Придирались к слишком развязному молодёжному большинству зрителей. Заметим, что за все годы работы театра на сценах Дома литераторов, дворцов и домов культуры ГУВД Москвы, «Зодчие», МИИТа, наконец, ЦДРИ и Театра музыки и драмы Стаса Намина никто не заявлял претензий к такой же молодой аудитории.

После участия в изнурительных переездах, перевозках, погрузках, разгрузках и установках спектаклей актёры находили силы овладевать вниманием публики.

Год от года развивалось и крепло творческое качество. Уже в 1995 году газеты назвали «Мир искусства» «одним из самых интересных творческих коллективов столицы». Основателю и руководителю театра Александру Кравцову предложили общественную поддержку в хлопотах о стационарном помещении. Он отказался: «Рано. Эксперимент должен быть чистым». Вскоре всё повторилось. У Кравцова появились заслуги активного члена Общественного комитета по подготовке и проведению 100-летия со дня рождения С.А. Есенина, затем – председателя Координационного совета в годы подготовки празднования 850-летия Москвы. Ему то и дело напоминали о ситуации, подходящей для изменения статуса театра. Кравцов и его коллеги мужественно продолжали эксперимент.

В спектаклях «Мира искусства» настоящим художественным явлением признаны работы заслуженного артиста России Сергея Кокорина в роли Есенина; народной артистки России Любови Стриженовой и её молодой дублёрши Светланы Авиловой в образе Екатерины Великой; народной артистки России Анны Антоненко-Лукониной в пронзительной роли крестьянской Матери; заслуженного артиста России Сергея Блохина – блистательного князя Шеина в «Гранатовом браслете». На его счету ещё и творческая победа в моноспектакле по рассказам Чехова. Большим успехом у зрителей разных возрастов пользуется молодой мастер театра и кино Александр Волков в ролях трагического романтика Желткова из «Гранатового браслета» Куприна и простодушного сельского парня Витьки из «Материнского сердца» Шукшина.

Пресса и зрители постоянно отмечают чуткий и дружный партнёрский ансамбль, в котором нет «маленьких актёров». В эти дни театр работает над исторической драмой «И свет не пощадил, и Бог не спас» – о судьбах русских поэтов Михаила Лермонтова и Александра Одоевского. Автор пьесы и спектакля, сценограф и художник по костюмам – A.M. Кравцов. Но главный его дар – в подробной проработке всех пластов спектакля и поведения в нём актёров. А это значит, что на сцене засверкают новые имена – в этой исторической драме заняты преимущественно совсем молодые исполнители – вчерашние студенты.

Театр и его руководитель награждались благодарственными грамотами двух министров культуры России и правительства Москвы, хотя никто из этих ведомств не нашёл времени заглянуть на спектакли.

Творческое лицо театра очерчено так же ясно, как внятно выражена его идеология. Александр Кравцов в свои 77 лет во всех профессиях – драматурга, прозаика, поэта, публициста, режиссёра и актёра – был и остаётся ревнителем просвещения и радетелем русской речи и литературного языка. Каждый его спектакль обращён к современникам независимо от того, в каком веке происходит действие пьесы. Мне довелось побывать почти на всех премьерах театра. Видел, как зрители сочувствовали драме «последнего поэта деревни» Сергея Есенина. Материнское сиротство императрицы Екатерины Второй и знаменитой княгини Дашковой в другой драме Кравцова вызывает такое же сочувствие, как внезапное одиночество простой крестьянки – героини рассказа Шукшина. Нам редко напоминают о жертвенной любви мужчины. Но она-то и «обрекает на успех» превосходный спектакль «Гранатовый браслет» – одно из сокровищ русской прозы.

Чистая совесть и надёжное творческое качество позволяют театру на обложке буклета заявить девиз «Здесь вам не солгут – не солгите и вы».

Настало время по-настоящему поддержать «Мир искусства».

Валерий ПОВОЛЯЕВ

Обсудить в группе Telegram

Валерий Поволяев

Валерий Дмитриевич Поволяев – писатель, ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS