Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Здесь все – первые

01 января 2007

МЕРИДИАН СЦЕНЫ

В четвёртый раз проходил в Саранске Международный театральный фестиваль «Соотечественники», собирающий в столице Мордовии русские театры стран СНГ и Балтии. За прошедшие годы здесь повидали спектакли почти из большей части бывшего Советского Союза – неохваченными остались пока лишь Таджикистан, Киргизия, Литва и Грузия. Зато в фестивале успели принять участие уже по несколько украинских, белорусских, казахстанских коллективов, так что и известность и авторитет на просторах «эсэнговья» смотром завоёваны.

На сей раз он включил в свою афишу следующие названия и города: «Миленький ты мой…» М. Ворфоломеева (Театр киноактёра, Минск), «Завещание целомудренного бабника» А. Крыма (Театр им. Леси Украинки, Киев), «Ненормальная» Н. Птушкиной (Русский театр им. А.П. Чехова, Кишинёв) и «Лёгкой жизни никто не обещал» Ж.-К. Ислера (театр «АртИст», Ашхабад). Кроме того, впервые за все годы на фестивале были гости, а точнее сказать, «хозяева в статусе гостей» – российское сценическое искусство представлял Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского с «Провинциальными анекдотами» А. Вампилова и «Персидской сиренью» Н. Коляды, поставленными новым главным режиссёром Вячеславом Гуниным. Пензенцы – ближайшие соседи саранцев, но вот выбрались они сюда к ним едва ли не впервые. Поводов для приглашения было несколько, и один из них с весьма печальной подоплёкой – чуть больше года назад старинное здание театра в Пензе сгорело дотла, и артисты, хотя и продолжают активно работать, вынуждены играть теперь в малоприспособленном помещении. И как было в ожидании нового здания (которое должно быть построено к декабрю 2009 года, и, похоже, областные власти своё обещание исполнят!) не принять добрососедское приглашение с энтузиазмом.

Наверное, самое отрадное, что за эти годы Саранск превратился в настоящий театральный город. Каждый вечер в помещении Русского театра, где встречаются соотечественники, аншлаги, даже довольно спорные спектакли принимают горячо: зрители аплодируют стоя, воздавая должное тем, кто в своих странах продолжает хранить русский язык и русскую культуру….

Конечно, всё это возможно едва ли не в первую очередь потому, что огромное внимание уделяют акции глава правительства Республики Мордовия Николай Меркушкин и министр культуры республики Пётр Тултаев. Последний присутствует на каждом спектакле, благодарит артистов и вручает им диплом и цветы, а потом, позже, обязательно приезжает в актёрский клуб, чтобы попеть и повеселиться вместе со всеми. Такое, согласитесь, встретишь далеко не везде!..

У фестиваля «Соотечественники» сложилось немало добрых фирменных традиций, но при этом у каждого смотра есть своя изюминка, своё отличие от предыдущих. Четвёртый фестиваль с полным правом можно назвать актёрским. К сожалению, я опоздала на один день и не увидела спектакль «принимающей стороны» – Русского драматического театра Республики Мордовия «Соло для часов с боем» (постановка Николая Большакова), но, по отзывам моих коллег, там были очень любопытные актёрские творения. Покорили зрителей один из старейших артистов Украины Николай Николаевич Рушковский в роли Дон Жуана, оставляющего своё завещание молодому монаху («Завещание целомудренного бабника»), молодая актриса из Кишинёва Вера Марьянчик («Ненормальная»), изумительные артисты из Пензы Галина Репная, Ольга Белякова, Василий Конопатин, интересная артистка из Ашхабада Ольга Волкова (хотя её режиссёрская работа вызвала в прямом соответствии с названием – «Лёгкой жизни никто не обещал» – довольно резкое обсуждение критиков), Алла Пролич из Минска («Миленький ты мой…») и, конечно, Владимир Гостюхин, которого все мы привыкли видеть на экране, но впервые увидели на сцене. Гостюхин покорил зал своим простым, органичным и удивительно достоверным существованием на подмостках в мелодраме Михаила Ворфоломеева, одним из режиссёров которой он и явился.

На этом фестивале принципиально нет мест – первого… второго… третьего. Здесь все – первые, неповторимые, уникальные. И именно это вносит в атмосферу фестиваля праздничное и радостное настроение. Приятно, конечно, быть первым, но каково придётся тогда последнему? С самого начала задумано было именно так – дипломы для всех, любовь ко всем, интерес ко всем… Ведь в наше время, когда царят и правят слишком многим разрушительные тенденции, особенно важно собирать всех вместе, помогать тем, кому нужна помощь. А она нужна многим.

Следующий фестиваль будет пятым – первый мини-юбилей. Хочется, чтобы в Мордовии снова был праздник, чтобы по первому весеннему солнышку, словно птицы, прилетели сюда соотечественники, которых любят и ждут…

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ, САРАНСК–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Наталья Старосельская

Наталья Старосельская родилась в 1951 году в Мо... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS