В Подмосковье немало памятных мест, связанных с жизнью и творчеством русских композиторов Петра Ильича Чайковского, Сергея Ивановича Танеева и Александра Александровича Алябьева. Дом-музей П.И. Чайковского в Клину известен всему музыкальному миру как активно работающий центр научной и филармонической деятельности. Два раза в год в день рождения Петра Ильича выдающиеся пианисты играют на рояле, подаренном композитору фирмой «Беккер». Раз в четыре года здесь играет лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Ежегодно 25 апреля – 7 мая проводится музыкальный фестиваль, посвящённый дню рождения великого композитора. 12 июля 2007 года в день Святых апостолов Петра и Павла при участии правительства Московской области был дан старт первому музыкальному фестивалю на открытом воздухе «Именины П.И. Чайковского». Этот фестиваль также проводится ежегодно.
Как известно, в своём клинском доме великий композитор прожил недолго. Не сразу нашёл он это место, ставшее столь дорогим его сердцу. С момента переезда в Москву Чайковский выезжал в уединённые уголки Подмосковья в поисках благоприятных условий для творчества. В частности, посетил он композитора, певца, поэта и художника Константина Шиловского в деревне Глебово-Избище (ныне Истринский район). В 1884 и 1885 годах Пётр Ильич гостил по приглашению меценатки и поклонницы его творчества Надежды Филаретовны фон Мекк в её усадьбе Плещеево, ныне вошедшей в черту города Подольска (Плещеевская улица).
В течение нескольких лет в душе композитора зрела потребность «устроиться где-нибудь в деревне близ Москвы на постоянное жительство». «Я не могу больше довольствоваться кочеванием и хочу во что бы то ни стало быть где-нибудь у себя дома», – писал он в одном из писем в начале 1885 года. Его слуга Алексей Сафронов, уроженец Клинского уезда, нанял дом в селе Майданово под Клином. В Майданове Чайковский поселился 5 февраля 1885 года. Усадьба была расположена на высоком берегу реки Сестры. За ней раскинулись леса и поля. В первые дни по приезде в Майданово он писал: «Какое счастье быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придёт, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам!.. Я создан для деревенской жизни, мне необходимы такие прогулки, где бы я мог быть наедине с природой». Невзирая на погоду, композитор совершал обязательные двухчасовые прогулки. «…Я всегда был и остаюсь безраздельным поклонником нашей скудной, но примиряющей и успокоительно действующей природы», – писал он.
В Майданове Пётр Ильич прожил до конца 1887-го, а затем переселился в усадьбу Фроловское, где прожил три года. Уединённая усадьба близ Клина, запущенный сад, переходящий в лес, нравились композитору. В мае 1888 года он писал: «Я совершенно влюблён во Фроловское, вся здешняя местность кажется мне раем». Чайковский даже мечтал купить Фроловское. Сюда он возвращался из гастрольных поездок по Западной Европе.
5 мая 1892 года Чайковский поселился в Клину, в доме, находящемся тогда в одной версте от города у шлагбаума. В этом доме прошли последние 17 месяцев его жизни. «Я нанял дом в Клину для будущего житья. Из дома чудесный вид и при нём сад весьма достаточный... Здесь я гораздо больше у себя, а прогулок очень много и весьма удобно, ибо я живу на самом шоссе, так что и в дождь гулять могу, не утопая в грязи», – писал он Ф.Г. Конради. Эти 17 месяцев были необычайно плодотворны: композитор создал балет «Щелкунчик», оперу «Иоланта», музыку к трагедии «Гамлет», симфоническую балладу «Воевода», Шестую симфонию, романсы и другие шедевры. Последним сочинением, над которым работал композитор, был Третий концерт для фортепиано с оркестром. В рукописи проставлена дата: «Октября 1893 г., Клин». Отсюда 7 октября 1893 года Пётр Ильич Чайковский отправился в концертную поездку в Петербург, которой суждено было стать последней. Уже через год после смерти Петра Ильича, в 1894‑м, брат композитора Модест Ильич и В.Л. Давыдов организовали в клинской усадьбе мемориальный музей, который ныне и превратился в известный всему миру культурный центр.
Всё большую известность приобретает музей С.И. Танеева в деревне Дютьково под Звенигородом. Ежегодно в июне здесь проходит музыкальный фестиваль, посвящённый замечательному композитору и педагогу, воспитавшему несколько поколений музыкантов, которые составили славу русского искусства. Но эти музеи не исчерпывают «географию памятных мест», если так можно выразиться. Скажем, Сергей Иванович Танеев много раз живал в монастырской гостинице при Троице-Сергиевой лавре. Там он активно работал (разумеется, играть на музыкальных инструментах не полагалось, композитор пользовался раскладной бесшумной клавиатурой, которую возил с собой).
Как известно, в будущем году будет широко отмечаться 200-летие Отечественной войны 1812 года. Не останется в стороне и музыкальная общественность, в частности, и потому, что её участником был композитор А.А. Алябьев, автор прославленного романса «Соловей». Пребывание Алябьева с 1835 по 1843 год в Подмосковье было вынужденным. В 1825 году он был арестован по обвинению в убийстве партнёра по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишён чинов и дворянства, в начале 1828 года был сослан в Тобольск. В 1835 году Алябьеву разрешили проживать у родственников в Подмосковье под надзором полиции с запретом въезда в обе столицы. Алябьев приехал в село Троицкое-Рязанцы (ныне село Рязанцы Щёлковского района) в марте 1835 года. Тогда имением владел Владимир Михайлович Исленьев, муж самой младшей сестры Алябьева Натальи Александровны, композитор-любитель. Здесь Алябьев написал романсы «Счастье во сне», «Сельская элегия» и музыку к трагедии «Отступник, или Осада Коринфа». Здесь же в 1840 году в церкви Живоначальной Троицы Алябьев венчался с Екатериной Александровной Офросимовой (урождённой Римской-Корсаковой). Екатерина Александровна писала: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастья, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость».
В августе 1835-го и январе 1842 года Алябьев приезжал в село Пущино (ныне г. Пущино близ Серпухова), принадлежавшее тогда А.П. Офросимову, первому мужу Екатерины Александровны. Там он написал «Итальянскую арию» для скрипки и фортепиано. В рукописи автором поставлена дата: «Соч. в селе Пущино… 1836-го…».
Усадьба Исленьевых не сохранилась. На её месте в 1988 году был установлен памятник А.А. Алябьеву. Церковь восстановлена, и в ней идут службы. В последнюю субботу августа ежегодно здесь отмечается день рождения композитора концертом из его произведений.
В 1842 году за нарушение запрета приезжать в Москву Николай I приказал выслать Алябьева на жительство за сто вёрст от Москвы, в Коломну. Из-за эпидемии холеры Алябьевы вели затворническую жизнь, что способствовало плодотворной работе. За год пребывания в Коломне он написал струнный квартет, хоровое песнопение «Отче наш» для местной церкви, «Черкесскую песню» («Много дев у нас в горах») на слова М.Ю. Лермонтова, «Кабак» («Выпьем, что ли, Ваня») на слова Н.П. Огарёва и «Почтальон» («Скачет форменно одет вестник радости и бед») на слова Е.Н. Гребёнки. Там же он завершил оперу «Рыбак и русалка, или Злое зелье», продолжил работу над операми «Волшебная ночь» по комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» и «Аммалат-Бек» по одноимённой повести А.А. Бестужева-Марлинского, в которой представлены ранее незнакомые европейцам кавказские и башкирские народные мелодии. В 1843 году Алябьев добился разрешения на проживание в Москве и переехал туда с женой.