Тысяча эпиграмм. – Ставрополь: Изд-во «Кировская районная типография», 2007. – 352 с.
Ставропольский поэт, многолетний автор 16-й полосы «Литературной газеты» Семён Ванетик выпустил свою девятую книгу, она называется «Тысяча эпиграмм».
Бывший инженер С. Ванетик – человек до щепетильности педантичный. Если на обложке указано, что в сборнике тысяча эпиграмм, то можно не проверять. Не такой это писатель, чтобы обсчитывать читателей.
Каким бы плодовитым ни был сатирик С. Ванетик, количество его произведений не измеряется астрономическими числами, которые под стать Шахерезаде. Книга получилась объёмистой, поскольку помимо оригинальных эпиграмм в неё включены многочисленные переводы немецких, польских и украинских поэтов. Если украинцы представлены современными авторами, что ясно из названий их миниатюр – «Разговор с завскладом», «Об автоматизации», «Мотоциклисту» и т.п., то немцы и поляки – целыми антологиями, где нашлось место многим классикам – Г. Лессингу и
И. Гёте, Г. Гейне и Ф. Шиллеру,
В. Потоцкому и Я. Кохановскому. Кстати, родившийся в 1530 году Кохановский – самый старый из авторов, но ведь и он когда-то был молодым насмешником, ехидничал над женщинами:
Теперь, когда изрядно
постарела,
Со мной флиртуешь...
Извини, не дело!
Суров и прям язык
житейской прозы:
Кому нужны шипы
опавшей розы?
Благодаря переводчику большинство стихотворных миниатюр доносит до читателей голоса авторов разных эпох, бережно сохранив их остроумие.
Что касаемо собственного творчества Семёна Ванетика, то оно представлено циклами лирических, сатирических и политических эпиграмм. Блок последних, по сути дела, представляет собой историю перестройки и реформ в нашей стране:
Со сменою ориентиров
Рождается телячья
радость,
В ниспровержении кумиров
Своя, особенная сладость.
Интересен раздел литературных эпиграмм. Читатели почувствуют эрудицию автора, его хороший вкус, неприятие формалистических изысков. С. Ванетик иронизирует:
Туманные стихи
писать непросто,
Их появленье – даже
признак роста.
Однако же трудней
писать раз во сто
Одновременно здорово
и просто!
Можно считать, в этих словах сформулировано собственное кредо поэта.