Дорогие читатели! После многолетнего перерыва «Литературная газета» возвращается к обширной и очень важной теме национальных литератур. И если в советское время на этом направлении работали многие издательства и периодические издания, то за последние 20 лет некогда полноводная река настолько обмелела, что её легко перепрыгнуть даже в самом широком месте. Практически не издаются национальные писатели, разрушена некогда мощнейшая переводческая школа и книг нет ни в переводах, ни на языке оригинала. А на страницах центральных периодических изданий встретить литературные произведения из республик можно очень и очень редко.
Всё это чрезвычайно отрицательно сказывается на литературном процессе и самым прямым образом влияет на развитие межнациональных отношений, в конечном счёте на духовном уровне нанося ущерб самому федеральному устройству нашей страны.
Потребовались неоднократные обращения «ЛГ» в, казалось бы, заинтересованные органы государственной власти, и всё безрезультатно. И только после встречи президента России В.В. Путина с творческой интеллигенцией, где этот вопрос был поднят главным редактором «ЛГ» Ю. Поляковым, ситуация стала меняться от равнодушия к заинтересованности.
Результат – перед вами. Мы начинаем выпуск постоянного приложения к «Литературной газете» под названием «Многоязыкая лира России». Оно выходит при поддержке Федерального агентства по печати.
Перед вами пилотный номер, он посвящён главным образом литературе Башкортостана, который празднует в этом году знаменательную дату – 450-летие добровольного вхождения в состав России. Пользуясь случаем, мы хотели бы со страниц газеты поздравить башкирских писателей с этой юбилейной датой.
Хотим обратиться ко всем республиканским союзам писателей с предложением присылать материалы, которые мы будем размещать в «Многоязыкой лире России».
Уверены: это послужит возрождению бурного многоязыкого и многогранного литературного процесса на пользу великой русской литературе, которая всегда опиралась и подпитывалась культурами многочисленных народов России, органично и естественно включая их в своё поле.
Только я собрался писать заметки о российской многонациональной литературе, как позвонила из столицы Бурятии поэтесса Галина Раднаева. Сон бывает в руку, но и этот неожиданный телефонный звонок оказался удивительно ко времени. Сколько же мы с Галиной не виделись? Лет двадцать, наверно. И вот снова за тысячи километров я с ней говорю о наших новых книгах, о творческих планах, будто расстались мы лишь вчера, и эти чувства радостного дружества, литературного братства, поверьте, сократили все наши прожитые друг без друга десятилетия. Прав всё-таки поэт: «Жизнь, ведь, это только миг, только растворенье нас самих во всех других, как бы им в даренье…»
Бурятка Галина Раднаева со всей своей щедростью подарила мне когда-то, ещё в 70–80-е годы, протяжные прибайкальские степи с горами на горизонте, которые на закате солнца светятся удивительно яркими, контрастными красками, как на картинах Рериха. Аварец Магомед Ахмедов подарил мне орлиные скалы своего родного Гуниба – последнего оплота Шамиля. Якутка Наталья Харлампьева – заснеженные просторы саха сирэ (земли якутов). Я ничего не забыл.
Одним из великих дарений России нам, её гражданам, является многонациональный состав нашей Родины, пёстрая и красивая смесь языков и наречий, народов и народностей, обычаев и традиций. Это то богатство страны, которое нами всегда ощущалось как изначальная данность, врождённая особенность, которую мы чуть было не растранжирили в прошедшие смутные годы.
Раньше много говорили о взаимообогащении и взаимовлиянии культур наших народов. Но постепенно взаимовлияния вырождались во взаимовливания, а взаимообогащение превратилось в корыстную цель. В 90-е годы ХХ века всем вдруг захотелось пожить не в постылой коммуналке, а в собственных квартирах – расставить по своему желанию мебель, повесить свои светильники, посидеть за собственными письменными столами. Мы за эти два десятилетия разошлись по своим углам – областям и республикам. Писатели и не делали особых попыток, не прилагали чрезмерных усилий, чтобы вновь воссоединиться, встретиться, быть переведёнными на русский язык. «Я снова стал поэтом одного ущелья», – с грустью сказал тогда Расул Гамзатов.
Трудно винить в таком обособлении певцов своих народов. Когда горит дом, то поливают соседние крыши, чтобы не занялись огнём и они. Но наш общий дом, Россию, мы всё-таки с трудом отстояли. Сохранили и свои дома-республики.
По-разному пережили эти драматические времена наши братья по перу. В одних республиках, тех, что побогаче, происходили благие перемены национального возрождения. В Саха–Якутии активно работает Академия духовности, отстроены по новейшим технологиям школы для талантливой молодёжи, возведены на вечной мерзлоте национальные театры-красавцы, библиотеки. В Башкортостане писатели, как и в советскую старину, бесплатно получают квартиры, выпускают книги и новые литературные журналы (среди последних выходит блестящий ежемесячник на русском языке «Бельские просторы»), их произведения оперативно переводятся на языки народов республики, им выплачиваются гонорары. Литература Татарстана не менее активно и многообразно развивается.
Писатели в других – дотационных – регионах больше внимания стали уделять фольклору, народным верованиям, национальным корням, своим – частью забытым, частью запрещённым в советское время – деятелям культуры, то есть и они ушли в «своё», родное. Та же Галина Раднаева на собственные сбережения и спонсорские средства выпустила пять томов бурятского фольклора, которые сама же собрала и обработала.
Но энтузиазм национального возрождения, поддерживаемый республиканскими властями, постепенно стал сходить на нет, затухать. Рыночное нивелирование культур, наглый натиск массовой литературы, интерес молодого поколения к «чужому», а не к «своему», нежелание знать и изучать родные языки, разброд и шатание в писательских союзах – всё это и многое другое объективно привели к тому, что упор на собственные силы, на национальную самодостаточность сам себя начал изживать. Для многих национальных культур характерна дикая смесь подражательного «западнизма», как любил говорить Александр Зиновьев, московской пошлости и доморощенного провинциализма. Талантливому человеку выжить в такой атмосфере становится всё труднее.
Поэтому что-то стало меняться в отношениях с писателями из республик. Частное сегодня смотрит на общее, личное скучает по общественному. Такой момент поворота, не без гордости скажу, первыми уловили всё-таки сами писатели. В сентябре 2005 года в Рязани на праздновании
110-летия Сергея Есенина единодушно выступили семь руководителей союзов писателей крупнейших республик России – Саха–Якутии, Татарстана, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Дагестана, Коми, Башкортостана с призывом «в новую семью объединиться», а значит, и «распри позабыть». Никто их не просил делать пафосные заявления, но был такой момент, когда как на духу с есенинской пронзительностью были сказаны от лица своих народов, в общем-то, нормальные человеческие слова о дружбе и братстве. И дальше, немного перефразируя известные строки, «событья стали развиваться быстрей, чем можно ждать». Вспомню хотя бы июнь этого года.
Пока мы с Магомедом Ахмедовым зазываем друг друга в гости, в моё родное село на Вологодчине приехали аварцы из аула Унцукуль – певцы и танцоры народного коллектива. Трудно было представить такое ещё год-два назад!.. Башкиры талантливо и неформально в Москве отметили 450-летие вхождения Башкирии в состав России. По идее и сама Россия должна была в первую очередь порадоваться… Народы как бы вновь – добровольно! – присягают ей на верность.
Оживление происходит и в государственной сфере. Более года работает объединённая комиссия Совета Федерации и Совета законодателей по национальной политике. Комитет по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания РФ рассмотрел концепцию федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации». Думцы также одобрили проект документа «Об утверждении Положения об Общественной палате национальностей при Государственной Думе». Идёт подготовка в министерствах и ведомствах РФ федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России», концепция которой разработана Министерством регионального развития России, и ведомственной целевой программы «Федеральный центр инновационных этнокультурных проектов и гражданских инициатив».
Не дремлет и общественность. В Якутске прошло заседание Ассамблеи народов России. В стране уже действуют социально значимые институты гражданского общества в сфере национальной политики: федеральные национально-культурные автономии, сама Ассамблея народов России, дома национальностей или дома дружбы народов в регионах, Дом народов на ВВЦ и многие другие. И хотя нас всё ещё пытаются поссорить (одна Кондопога чего стоит!), но костёр уже выгорел, превратился в угли и золу, и не без влияния внешних факторов.
Международный терроризм, перманентные вспышки миграционного насилия в Европе, национальные конфликты во многих частях света – большинство событий последнего времени однозначно говорят о том, что мир вступил в эпоху резкой активизации этнического фактора, обострения разного рода межконфессиональных и межнациональных противоречий, на которые растерявшиеся Европа и Северная Америка с их декларируемой толерантностью не знают по большому счёту чем ответить, кроме полицейской и военной силы. Чувство попранной социальной справедливости, конфликт богатых и бедных после крушения СССР и его интернационалистской доктрины вовсе не отменён, не исчез, а ищет выхода, в том числе и через национализм, шовинизм и ксенофобию. Острее всего на эти извращения реагирует российское общество, будучи ещё неофитом в ковырянии старых болячек человечества.
Где и с кем сегодня должны быть писатели?..
В 90-е годы на этот вопрос трудно было ответить, ибо в финно-угорских, кавказских и сибирских республиках во главе национальных сепаратистских движений стояли бывшие члены Союза писателей СССР, они и раскачивали маятник, отдельные колебания которого чувствуются ещё и сегодня.
Но здоровое большинство российских литераторов все эти мелкие затеи с большими последствиями презрели и в них отказались участвовать. Нас действительно вдохновляют имена Расула Гамзатова и Кайсына Кулиева, Семёна Данилова и Якова Ухсая, Давида Кугультинова и Ювана Шесталова, Сибгата Хакима и Алима Кешокова!.. Патриотами они были, националистами – никогда!..
Вспоминаю из этого ряда и последнего заведующего отделом национальных литератур «ЛГ», тихого и скромного Ахияра Хасановича Хакимова, талантливейшего башкирского прозаика, к сожалению, не так давно ушедшего из жизни. Есть что-то символичное в том, что его главное дело, дело поддержки национальных литератур, возрождается именно с башкирских материалов в этом номере газеты.
Добавлю и свой штришок в подборку друзей-писателей с родины Салавата Юлаева.
В годы перестройки мы с Расулом Гамзатовым решили основать Фонд дружбы народов по типу тогдашних популярных фондов культуры и защиты детства. Но хитрый Гамзатов решил посоветоваться со своим другом Мустаем Каримом.
– Фонд – это деньги, Расул, – невозмутимо ответил Мустафа Сафич. – Разве мы с тобой покупали нашу дружбу?
Да, дружба писателей России не продаётся и не покупается. Базар в этом деле закрыт.
Памятник Салавату Юлаеву в Уфе