Лицей, 2017. Выпуск первый. Литературная премия «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых писателей и поэтов. М. Издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2017 2000 экз.
История появления премии связана с открытием в ноябре 2013 года в самом центре Сеула, на площади напротив «Лотте отеля», памятника Александру Пушкину. Именно благодаря этой символической связи в 2017 году компанией «Лотте Групп» была создана премия «Лицей» для выявления талантливых молодых писателей и широкого распространения русской литературной традиции.
В предисловии к книге первые итоги премии подводит заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев: «Результат поразил: более двух тысяч рукописей молодых ребят со всей страны и не только из России поступило на соискание в двух номинациях – «Проза» и «Поэзия». Уже в конце мая наше жюри – Павел Басинский, Роман Сенчин, Михаил Визель, Максим Амелин, Евгений Бунимович, Мария Ватутина, Шамиль Идиатуллин, – проведя феноменальную работу, бросив все свои обязанности, отобрало победителей. Это премия для поиска молодых талантов. Это премия для лицеистов, которые будут «свежей кровью» в большой русской литературе. Запомните имена, вошедшие в этот сборник. Кто знает, через 10–15 лет ими, возможно, будет гордиться не только наша страна, но и весь мир».
И вот 6 июня 2017 года, в день рождения Пушкина, на главной сцене книжного фестиваля на Красной площади были объявлены шесть лауреатов новой литературной премии для молодых писателей «Лицей». В книгу включены тексты победителей – прозаиков Кристины Гептинг, Евгении Некрасовой, Андрея Грачёва и поэтов Владимира Косогóва, Даны Курской, Григория Медведева.
В какой-то степени сборник можно расценивать как путеводитель по русской литературе завтрашнего и послезавтрашнего дня. Насколько точен этот путеводитель – показать может только время.
В целом порадовала поэзия – своим тяготением к коренным русским традициям. Владимир Косогóв, получивший первую премию в своей номинации, заявляет откровенно (и на радость таким, как я): «Я приверженец старой секты / Акмеистов седьмого дня». Отделанность стиха – не последнее дело в поэзии, разумеется, рядом с неожиданностью образов. У этого автора такого немало. «И призраком широкоплечим / На помощь к ней приходит Бог». Широкоплечий Бог – это хорошо; как у Микеланджело… Хотя и у Косогова не без неточностей: например, «тягучий ил со дна таскать киркой». Киркой много ила не натаскаешь, это не лопата.
Хотелось бы отметить написанное на вечную тему стихотворение Даны Курской:
за гробом нету ни черта,
ни ангела с трубою
какие там ещё врата
никто от люльки до креста
не свяжется с тобою…
И его превосходное «антиатеистическое» окончание:
и только тёмный василёк
растущий за оградой
хоть синий глаз его поблёк
встаёт безверью поперёк
не тронь его
не надо.
Ну а за отсутствие знаков препинания и заглавных букв не будем критиковать, как когда-то критиковали девиц за мини-юбки.
Григорий Медведев – единственный из трёх лауреатов-поэтов, кто обращается к социально-историческим темам. В его стихах встретилась фамилия Ломоносова, упомянут Ванинский порт, есть такие строки, как «Ну да, плоховато жили, / Но хлеба к обеду нам много ложи´ли…». Он – автор глубокого и горького стихотворения о войнах:
То, что войной считалось,
в сорок пятом осталось,
А если где-то стреляли,
Если десант и разведка,
Кровавили каски, разгрузки –
по-другому именовали,
по-русски,
Но войной называли редко…
Жаль, что Григорий Медведев занял только третье место в своей номинации…
Последнюю, третью премию получил Андрей Грачёв за сборник рассказов «Немного о семье». Председатель жюри Павел Басинский так о нём информирует: «Грачёв не боится писать просто о простых людях и простых вещах. Не боится описывать производство… Его взгляд на мир как будто банален, но это – обманчивое впечатление. Меня удивили два его рассказа – «Муж» и «Жена». Муж любит жену, а она его – нет. Жена любит мужа, а он – нет. Всё просто… Но, вы знаете, ничего более точного о семье я не читал. Так ведь и есть. К сожалению».
Евгения Некрасова удостоена второй премии за повесть «Несчастная Москва» и рассказы. Члены жюри находят в её творчестве новый магический реализм, фольклор, эксперимент, влияние Платонова, Кафки, Мамлеева и Сорокина. Отметив, что великий русский писатель Платонов ну никак не становится в этот ряд, скажу, что не имею ничего против такой манеры. Не будучи её горячим поклонником, я понимаю, что кое-кому она очень нравится. Вот рассказ «Потаповы», в котором обыгрывается созвучие фамилии и слова «потоп». Это какая-то нелепая семья, где никто никого не любит, нелепы истории женитьбы мужчин старшего и среднего поколения. Но вот женится младший, его избранница возненавидела родных. Рассказ кончается так: будучи беременной, молодая сноха «зашла в дом и омыла свою семью взглядом. Вдруг из её промежности хлынул поток… Потаповы заметались. Никто из них не умел плавать…» Последняя фраза: «И сказал Господь Ною: «Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть жизнь под небесами; всё, что есть на земле, лишится жизни… И истреблю всё, что Я создал, с лица земли».
Как бы то ни было, хорошо, что произведения молодых и нераскрученных писателей из разных городов России увидели свет под обложкой известного издательства. Так что поблагодарим южнокорейскую фирму «Лотте», спонсора премии «Лицей».