Виктор Павлович ИВАНОВ родился 22 марта 1959 года. Окончил Орехово-Зуевский педагогический институт. Кандидат педагогических наук. Заслуженный тренер России. Перед избранием в Московскую городскую думу работал президентом РОО «Детская лига американского футбола». Депутат Московской городской думы третьего созыва (2001–2005 гг.) с 14 марта 2004 года. Вновь избран депутатом МГД 4 декабря 2005 года. Член фракции «Единая Россия». Председатель комиссии думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, член комиссий по государственному строительству и местному самоуправлению, по организации работы думы и по экологической политике.
– Какова финансовая политика в области экологии? — поинтересовался кореспондент «ЛГ» у депутата Иванова.
– На экологическую политику в Москве выделяются большие средства. Они расходуются на охрану окружающей среды в целом, охрану растительного и животного мира, благоустройство города, на содержание и использование особо охраняемых природных территорий Москвы, озеленение и цветочное оформление города.
– Какие существуют городские целевые программы экологического развития Москвы?
– Главным образом это две программы: «Городская целевая среднесрочная программа по реабилитации малых рек и водоёмов на территории города Москвы на 2009–2011 годы» и «Городская целевая среднесрочная программа работ по совершенствованию опорной геодезической сети города Москвы на 2007–2009 годы».
– Чем занимается экологическая милиция и насколько она эффективна в Москве?
– Сегодня активно формируется правоприменительная практика по экологическим правонарушениям. Для этого создаются специализированные подразделения по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды. Экологическая обстановка в Москве требует активных совместных действий природоохранных, контролирующих и правоохранительных органов.
Основными задачами являются выявление, пресечение и предупреждение правонарушений в области охраны окружающей природной среды, охрана особых природных территорий и водных ресурсов, установление физических, юридических и должностных лиц, виновных в совершении нарушений, обеспечение контроля за экологической безопасностью на территории Москвы. А главное – обеспечение силовой и правовой поддержки инспекторам природоохранных органов, взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами.
Инспектора природохраны проводят мониторинг окружающей среды, расчёт нанесённого ущерба, исследования и экспертизы. Есть у экологической милиции ещё одна обязанность: мобильные экологические группы по первому звонку, информирующему об экологических нарушениях, выезжают на место.
– Что входит в государственную региональную программу «Чистая вода»? На какой стадии подготовки она находится?
– Главная цель городской целевой программы «Чистая вода Москвы» – гарантированное обеспечение жителей мегаполиса чистой питьевой водой по доступной цене, создание экологически безопасной водной среды, улучшение на этой основе состояния здоровья и продолжительности жизни человека.
Кто только не задействован в этой программе — органы исполнительной, законодательной власти, и местное самоуправление, и всевозможные организации: промышленные, финансовые, научные. За каждым из них – свои мероприятия, все они взаимосвязаны и обеспечивают поэтапное достижение цели.
– Что можно сказать о качестве продуктов в столице? Эффективен ли контроль в этой сфере?
– Федеральное законодательство, регламентирующее наличие генно-модифицированных организмов в продуктах питания, к сожалению, пока отсутствует. В Москве образована специальная лаборатория, которая контролирует содержание этих организмов в продуктах, поступающих в больницы, детские сады и школы.
– Расскажите о проекте закона города Москвы «О физической культуре и спорте в городе Москве»?
– Основные задачи законопроекта – предоставление каждому москвичу возможности заниматься интересным ему видом спорта, чтобы ещё больше московских спортсменов входило в сборную страны и побеждало на международных соревнованиях, а московские болельщики могли на стадионах поболеть за свои любимые команды и порадоваться их победам.
Законопроект состоит из 30 статей, в которых уделяется внимание физкультуре и спорту по месту жительства, развитию детско-юношеского, молодёжного, студенческого спорта, адаптивной физической культуре и спорту инвалидов и лиц с ограниченными возможностями и, наконец, спорту высших достижений, спорту профессиональному. Также в законопроекте есть главы, посвящённые спортивной инфраструктуре Москвы, кадровому, медицинскому и финансовому обеспечению в области физической культуры и спорта в Москве, льготам и поощрениям.
– Есть ли случаи заимствования опыта зарубежных стран в вопросах физической культуры, спорта и молодёжной политики?
– Как пример заимствования можно привести спортивное волонтёрство. Спортивные волонтёры – это люди, которые добровольно и безвозмездно участвуют в организации и проведении различных физкультурных и спортивных мероприятий.
– Почему российские спортсмены не достигают таких успехов, как в советское время?
– Мне кажется, говорить так неправильно. Не надо забывать, что в Советском Союзе было 15 республик, которые направляли в сборную СССР своих сильнейших спортсменов. Российские спортсмены сегодня достойно представляют страну на международных соревнованиях. Хочется отдельно отметить успехи спортсменов-москвичей. Например, на XXIX Олимпийских играх в Пекине 2008 года в составе сборной команды России было 467 спортсменов, из которых 145 – москвичи, это 32% от общего состава команды. Москвичи (51 человек) завоевали медали в 14 видах спорта: греко-римская борьба, лёгкая атлетика, синхронное плавание, теннис, фехтование, художественная гимнастика, вольная борьба, плавание, тяжёлая атлетика, баскетбол, волейбол, велотрековые гонки, прыжки в воду, стрельба. Москвичам вручены 53 медали, из которых 24 золотых, 7 серебряных и 22 бронзовые.
– Какие существуют виды поддержки талантливых и одарённых молодых людей?
– Самая массовая форма стимулирования – это специальная премия, учреждённая Указом Президента РФ № 325 от 6 апреля 2006 года, для одарённых молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет; финансируется в рамках Национального проекта «Образование».
Ежегодно присуждается: 1250 премий – победителям и призёрам международных олимпиад и других конкурсов, а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тыс. рублей каждая; 4100 премий – призёрам всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителям региональных и межрегиональных мероприятий в размере 30 тыс. рублей каждая.
– Что включают в себя проект закона «О молодёжи», программы «Московский молодёжный парламентаризм» и «Молодёжь Москвы»?
– Проект закона «О молодёжи» направлен на развитие молодёжной инициативы, молодёжного общественного движения, обеспечение прав молодёжи в сфере образования, культуры, научно-технического и художественного творчества, содействие занятости, развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, создание условий для обеспечения экономической самостоятельности молодёжи, поддержку молодых семей, профилактику негативных явлений в молодёжной среде, информационное обеспечение.
Что касается программы «Молодёжь Москвы», её цель – создать условия для благоприятной адаптации молодёжи к жизни в столичном мегаполисе. Это и содействие развитию общечеловеческих ценностей в области здорового образа жизни, образования, науки, трудовых отношений, семьи. Воспитание патриотизма, уважения к истории Москвы и России и государственная поддержка молодых людей с ограниченными возможностями, попавших в трудную жизненную ситуацию, в области трудоустройства и профессиональной адаптации, в решении социальных проблем. Защита молодых граждан от деятельности тоталитарных и оккультных сект, нагнетания экстремизма, социальной и межнациональной розни. Выявление и поддержка талантливой молодёжи во всех сферах жизни города.
Программа «Московский молодёжный парламентаризм» разработана общественной организацией «Молодая гвардия Единой России». Она стала победителем конкурса молодёжных авторских проектов «Моя страна – моя Россия» в номинации «Программы, направленные на развитие институтов социального партнёрства и гражданского общества».
Молодёжный парламентаризм – это по сути подготовка к активному участию в общественно-политической жизни страны посредством участия в работе молодёжных палат, создаваемых при представительных органах власти всех уровней. Система молодёжного парламентаризма, созданная в Москве, уникальна для Российской Федерации, в настоящее время этот опыт изучается в Государственной думе и находит применение в ряде регионов России: Липецкой, Ивановской, Воронежской областях.
В Москве создан настоящий молодёжный парламент с верхней и нижней палатой. Роль нижней выполняет Молодёжная палата при МГД, роль верхней – Общественная молодёжная палата. Этот проект позволяет работать в нём ребятам с разными политическими взглядами и мировоззрением. Кроме того, если в Молодёжную палату при Мосгордуме могут входить люди с 18 лет, то минимальный возраст члена Общественной молодёжной палаты – 14 лет, что даёт возможность участвовать в проекте старшеклассникам, учащимся колледжей. Для этого разработан проект «Школьный парламент», реализация которого началась осенью 2008 года в средних общеобразовательных школах столицы.
Проект имеет особую социальную значимость, и его необходимо осуществлять в дальнейшем – в целях развития молодёжного парламентаризма, творческой активности, толерантности, патриотического воспитания молодёжи и расширения сети молодёжных учреждений. В связи с этим, кстати, мэром Москвы Ю. Лужковым было подписано распоряжение о создании государственного бюджетного учреждения «Центр молодёжного парламентаризма» с ведомственным подчинением Департаменту семейной и молодёжной политики города Москвы.
Беседовала