«Деревенская» проза второй половины ХХ века дала русской и мировой литературе выдающиеся художественные творения. Но она была уникальным явлением не только культуры, но и социально-общественной жизни.
В ней страна пыталась осмыслить глубочайшие и трагические изменения, которые произошли с русской деревней и её жителями, прошедшими через немыслимые испытания ХХ века. Это была благородная и великая попытка вернуть в общественное сознание огромный и неповторимый мир русской деревни, отринутый, заклеймённый и растоптанный пролетарским интернационализмом.
«Деревенщики» искали первооснову народной жизни, корни, связывающие людей в народ и придающие смысл существованию человека и страны. Они выступили в защиту униженного и попранного достоинства крестьянина-труженика.
Это была героическая попытка сохранить, сберечь исчезающий деревенский мир, без которого страна загоняла себя в нравственный и духовный тупик.
Как сказал Валентин Распутин: «Никогда ещё литература с такой силой не говорила о судьбе человека и о судьбе земли, на которой живёт человек. Тревога эта доходит до отчаяния».
«Мы отпели последний плач…» – печально признался Виктор Астафьев.
Но пронзительный плач по горчайшей деревенской доле всё-таки был услышан. Не все, но многие задумались: а что останется от нас, если мир русской деревни будет загублен окончательно?
Но очередные революционные перемены конца ХХ века вновь тяжелее всего ударили по деревне. Снова пошли в ход куцые мысли о сельском хозяйстве как о «чёрной дыре», Марксовы штампы об «идиотизме деревенской жизни». А умами овладела новая сказка о молочных реках и кисельных берегах. Рыночные остроумцы призывали заткнуть «чёрную дыру» навсегда, сесть на нефтяную трубу, ноги положить на трубу газовую и в блаженном безделии ждать, когда нам в обмен подвезут продовольствие из-за океана. И сели, и рты разинули…
Пока сидели, на мир ХХI века обрушился продовольственный кризис. И оказалось, что если заморские поставки продуктов в Россию прекратятся, страну ожидает голод. Спасение одно – поднимать и развивать собственное сельское хозяйство. Для этого прежде всего надо остановить умирание российских деревень, к чему общество относится по-прежнему с преступным, по сути, идиотским равнодушием.
И потому пришло время новой «деревенской» прозы. Не о художественных творениях речь. Тут загадывать тяжело – таланты рождаются не по указке. Но обратить внимание страны, властей, общественной мысли на нынешнее состояние нашей деревни, её жителей и тружеников можно и должно.
Как и напомнить, настоять: жизненная сила России, нравственные начала наши – оттуда. Даже в век нанотехнологий и гипермаркетов. Народ всегда объединяла забота о земле, на которой он живёт. Когда эта забота исчезает и человеку становится безразлично, что станет с его землёй, с его родиной, тогда и происходит распад народа на отдельные группы, прослойки, превращение народа в население.
Об этом предупреждали «деревенщики». Об этом надо говорить сегодня.
Именно об этом «Литературная газета» намерена вести разговор в новой рубрике «Земля и доля». С помощью всех, кому есть что сказать.
Начало серии очерков известного писателя Александра Арцибашева