Развитие и освоение подземного пространства – это практически всегда необходимая мера, являющаяся последовательным действием в логике развития крупного города. Этот путь успешно апробирован в столицах Европы, в Соединённых Штатах, подземное строительство – это важнейший для жизни мегаполиса ресурс. Оно выполняет ряд функций: защита окружающей среды и исторической застройки, восполнение дефицита места под застройку, формирование парковочного пространства, в котором ощущается сегодня острая необходимость. Одной из проблем, отнюдь не уникальной, а универсальной для мегаполисов, является проблема организации движения, грамотного, экономичного и максимально удобного для жителей.
Можно долго говорить о недостатках градостроительных принципов Москвы, но что есть, то есть. Кстати, римский император Нерон, имея определённые градостроительные амбиции, приказал просто поджечь неправильно построенный с его точки зрения город. Рим был отстроен заново, но исторические тенденции победили-таки волю самовольного властителя, и потому системные принципы строительства остались неизменными, облик города только слегка изменился. Сегодня, к счастью, такой радикальный подход к градостроительству невозможен, потому приходится опираться на другие принципы, такие как целесообразность и обоснованность того или иного строительства. Притом что «жечь» ничего уже нельзя.
Для Москвы сегодняшней подземное строительство может и должно стать тем резервом, который позволит городу функционировать более эффективно – на благо своих жителей. Так же считает и руководство города, именно поэтому столичным правительством уже одобрена концепция освоения подземного пространства. По оценкам главы стройкомплекса Владимира Ресина, подземные сооружения в 2011 г. должны составить не менее 15% (около миллиона квадратных метров) от общего объёма строительства.
Первый вопрос, возникающий в этой связи, – это, естественно, безопасность данного вида строительства. Когда активно начало разворачиваться высотное строительство и стало понятно, что старые СНИПы (строительные нормы и правила) уже не соответствуют современным строительным реалиям и задачам, было принято решение на базе Строительного института открыть факультет высотного строительства, где будут готовить специалистов-профессионалов для будущего города. Комплексный подход к любому делу, пропагандируемый столичными властями, ощущается и в этом случае. На сей раз подписано соглашение между стройкомплексом и Московским государственным горным университетом (МГГУ) – о создании корпоративного Института освоения подземного пространства мегаполиса. Это даст дополнительную научную и дискуссионную площадку для учёных и для подготовки профессионалов.
Производимые в городе подземные работы тщательно контролируются и имеют столько степеней защиты, что не приходится сомневаться в их надёжности. Особой защиты и внимания требуют к себе памятники старины, их сохранение принципиально для Москвы. Один из самых ярких примеров – это реконструкция Большого театра, осуществляемая силами Москвы и московских строителей, она подразумевает расширение внутренней площади театра за счёт подземного пространства. Опасность, которую таили в себе ошибки предыдущих генподрядчиков строительства, возникла именно потому, что у них не было соответствующего опыта подземных работ, ведь они имеют свою особую специфику по сравнению с инженерными. Сегодня опасность миновала – здание поставлено на постоянный фундамент. При пересадке памятника датчики круглосуточно следили за состоянием здания и грунтов, никаких отклонений зафиксировано не было.
Ещё одна опасность – это подземные речки, которых много в центре Москвы. У Большого театра три степени защиты фундамента и подземной части здания: «стена в грунте» (бетон заливается вертикально по периметру подземного сооружения в специальные отверстия, но на расстоянии от него, образуя собой несущие конструкции); вторая – пластиковая гидроизоляция со сварными швами – образует водонепроницаемую мембрану по всему периметру здания. И наконец, третий уровень защиты – ещё одна бетонная стена. «Так что Большому театру не страшен не только прорыв водопровода, но и разрушение коллектора с Неглинкой, если, не дай бог, такое случится», – характеризует систему защиты здания Вячеслав Ильичёв, первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук.
Метод «стены в грунте», кстати, используется не только при реконструкции исторических зданий, но просто в стеснённых условиях, при насыщенности подземного пространства подземными инженерными коммуникациями. Он отлично подошёл технически и для проходки тоннеля на Соколе, в рамках главного городского дорожного проекта «Большая Ленинградка». Земля в иллюминаторе может быть видна не только сверху, но и изнутри. Видна она уже давно, а в конце года будет закончена вторая очередь Волоколамского тоннеля и прокладка Алабяно-Балтийского.
В историческом центре есть ещё несколько подземных строек, которые привлекают к себе повышенное внимание городских властей. Это прежде всего строительство тоннеля под Пушкинской площадью (тоже часть «Большой Ленинградки») и освоение пространства под ней. Пока там проводятся археологические работы, предваряющие любое строительство в центре, в перспективе же оно предназначено под парковки и досуговые функции (возможно, это будет каток). Тот факт, что однозначно, подчиняясь желанию жителей, власти отказались от проекта с торговой составляющей, доказывает, что не только наземное, но и подземное пространство города – это ресурс всех горожан, а значит, он и должен им служить.
Можно упомянуть ещё создание архитектурно-археологического музея федерального значения, который будет создан на базе найденной при раскопках на Хохловской площади стены Белого города – за этим проектом тщательно следит Москомнаследия. Комитету по охране памятников приходится вмешиваться и при экстренных ситуациях – так было с подземным строительством на Никольской улице, где застройщик самовольно нарушил свои обязательства, и Москомнаследия был вынужден обратиться с иском в суд и выиграл дело.
Но есть люди, кому не по душе рациональное и грамотное использование имеющегося в распоряжении города пространства. К таким относятся, в частности, называющий себя специалистом по транспорту М. Блинкин и руководитель Центра подземных исследователей Вадим Михайлов. В числе прочего директор НИИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко озвучил планы по строительству подземной велосипедной сети, которая будет служить именно для целевого движения из одного конца города в другой, а не выполнять только прогулочные функции, так как на поверхности не так много места для пристраивания велодорожек.
«Транспортник», который по идее должен знать зарубежный опыт прошедших лет, достижения и современные технологические возможности подземного строительства, аргументирует свою позицию крайне оригинально: покидая велополитен, человек попадает в крайне «недружественную среду» (цитата), и потому строить его и не надо. Также он апеллировал к тому, что велополитеном будет пользоваться очень мало народу. Между прочим, во многих европейских городах езда на велосипеде по городу – это норма, под землёй же в нашей климатической зоне это делать гораздо комфортнее, авось и впрямь люди поедут. А если кому-то кажется, что среда города недружественная (и это надо менять), то почему бы не сделать попытку поменять её изнутри, то есть из-под земли? Также господин Блинкин говорит о необходимости строительства крупных хайвеев, проходящих через весь город, для связывания его противоположных концов – такая возможность представится именно при освоении подземного пространства, где нет застройки и не надо подлаживаться под особенности среды, нужно просто строить дороги.
У В. Михайлова ещё более туманная аргументация своей позиции. Во-первых, затруднительно доверять человеку, который не представляет конкретных данных, фактов, цифр, схем, которые он обосновывает, когда говорит об опасностях подземного строительства. Это не взгляд профессионала, а какие-то любительские зарисовки на тему. Но зарисовки – это дело вкуса, а при планировании городского пространства требуются более чёткие ориентиры, чем просто рисунки. На Большом театре, в тоннеле на Соколе висят датчики, следящие за состоянием грунтов, – это объективная информация и она понятна и однозначна, у неё нет разных прочтений. Если человек не опирается на научные методы, то, может статься, он слышит подземные голоса и видит подземных духов, предупреждающих его об опасности? Но это тоже, мягко говоря, попахивает вкусовщиной и в масштабах города неприменимо.
На недавно прошедшем заседании именно специалистов-подземщиков, а не фантазёров (круглый стол под названием «Подземное строительство в Москве: проблемы и перспективы» прошёл в октябре) директор Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН Виктор Осипов рассказал забавный случай в тему. Один диггер сказал ему, что Кремль скоро провалится, потому что под ним огромные пустоты. На вопрос, а как он попал под Кремль, не моргнув, диггер ответил: «По трубе по Неглинке». И когда это Неглинка текла под Кремлём? Так что, для того чтобы давать экспертные оценки, надо сначала хорошо изучить матчасть и знать предмет беседы.