Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 октября 2021 г.
Литература Колумнисты

«Земная федерация» и её враги

05 октября 2021

В интервью «ЛГ» от 8 сентября 2021 г. (№ 36) я обсуждал футуроконцепт «объединённого человечества». Действие моих романов «Лучи уходят за горизонт» и дилогии «Жизнь / Смерть Ленро Авельца» разворачивается в таком сеттинге. Хотя сам я уверен, что это единственный способ нам выжить и путь либо туда, либо в ядерную войну, климатическую катастрофу и более-менее коллективную могилу, в романах я не высказываюсь, а рефлексирую.

Но я не считаю, что текст должен и вообще может быть свободен от политики. Она везде. Психология персонажей неотделима от политического контекста, который формирует (их) личность. Убеждения всегда сказываются, и бессознательно, на творчестве. Проблема есть там, где убеждения рвутся с реальностью. Политические взгляды – не «интимное дело каждого», а сложная часть жизни. Не такая, как квантовая механика, но всё равно, чтобы в ней разобраться, надо приложить усилия.

Сеттинг «Единой Земли» я использовал не чтобы «убедить» кого-то, а чтобы дать угол зрения: мир может быть и другим. Такой подход обоснован, если «Всемирная федерация» (как этот троп назвал Кант) действительно возможна. Это не то же самое, что «желательна» или «точно будет» (тут есть огромная литература, от Канта до Рассела, от Фукуямы до «демократического мира»). В продолжение разговора я хочу отметить два контраргумента.

Первый – «все люди разные». Представитель народов Якутии не договорится с человеком из народов Сахары, а житель Нью-Йорка – с жителем Амазонки. Это отдаёт скрытым расизмом, но главное – это ложный аргумент. Идея в федерации – не в унификации. Но признание, скажем, насильственного убийства преступлением – то, с чем мы все способны согласиться (это доказывают «культурные универсалии» людей, о чём писал Дональд Браун и пересказал Стивен Пинкер).

Отсюда рукой подать до главного – контроля над вооружениями. Передачи армий под общий контроль и превращения их во «всемирную полицию». Для контроля за ней необходимо всемирное представительное правительство. Но само её создание не угрожает ничьим свободам. Внутри государств и так сожительствуют самые разные группы: политические, религиозные, гендерные, расовые и т.д. Они могут различаться, конкурировать – но не применять насилие. Если монополию на насилие «поднять» с уровня государств на наднациональный (государства и так уже наднациональны), то подавляющее большинство даже не заметит разницы.

Второй – национальные государства, realpolitik, баланс сил, – это успешная система, прочие варианты ещё хуже. «Государства» никогда не откажутся от армий / суверенитета, так как «им» это «не выгодно».

Этот тезис обнажает политологическую неграмотность. «Государство» часто понимают неправильно. Его представляют как монолит, у которого есть некие «интересы». Это понимание устарело. На самом деле «государство» – сложносочинённая структура, симбиоз множества сообществ с разнонаправленными интересами (даже говорим: не «элита», а элиты). Государства различны не «интересами», а принципом организации. Формируются ли элиты открытым доступом или, как в архаичных обществах, «закрыты». Там интересы государства отождествляются с интересами элит, причём не «реальными», а теми, как элиты сами для себя решили (привет психологии). Например, элитам в первую очередь нужна правовая демократия. Она гарантирует им жизнь вне зависимости от того, останутся ли они у власти. Но в автократиях элиты почти никогда сами не запускают реформы, а играют на рисках удержания власти (и проигрывают).

Нынешняя форма международного общежития – не рок и не судьба. Это просто конфигурация, которая сложилась в результате истории. И в будущем, когда динамика власти изменится, элиты вполне могут решить, что общий интерес – кооперация прежде соперничества. Те, кто кооперирует, выигрывают больше других. Настоящие «враги» глобализма не «интересы», а когнитивные ошибки, заблуждения и страх перед новым. Препятствия не в политике и не в экономике. Они внутри головы.

Кирилл Фокин, писатель, драматург

Тэги: Кирилл Фокин Футуризм
Обсудить в группе Telegram

Кирилл Фокин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В РГБМ предлагают отвлечься

    11.03.2022
  • Никто не остров, но кое-кто – герои

    03.11.2021
  • Кирилл Фокин: «Пишу о том, о чём сам хотел бы прочесть»

    07.09.2021
  • Велимиру Хлебникову – 135

    09.11.2020
  • Гений русского футуризма

    24.02.2020
  • Гений русского футуризма

    37 голосов
  • «Верные дикому всаднику звуки»…

    29 голосов
  • Никто не остров, но кое-кто – герои

    18 голосов
  • Кирилл Фокин: «Пишу о том, о чём сам хотел бы прочесть»

    9 голосов
  • Велимиру Хлебникову – 135

    7 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS