Основой нового спектакля Московского театрального центра «Вишнёвый сад» стала известная пьеса Эрнста Томпсона «На золотом озере» в переводе З. Гинзбург. Сюжет этой «сентиментальной истории», как определили жанр создатели спектакля, прост и глубок. Он касается нечасто интересующей сейчас театр материи – области человеческих отношений. Режиссёр-постановщик спектакля Александр Вилькин и художник-сценограф Николай Эпов поместили действующих лиц в прекрасное природное пространство между густым лесом, древними горами и большим озером.
Немолодая супружеская пара Норманн (В. Райкин, С. Ковалёв) и Этель (О. Широкова) Тайер на летние месяцы вновь возвращаются в свой дом на берегу озера. Они находятся между небом и водой, в «лесу» запутанных личных отношений, а главное – в ощущении того, что струйка их времени, бегущая в невидимых песочных часах жизни, становится всё тоньше. Время замедляется, сжимается (недавно Норманн Тайер перенёс тяжёлую болезнь, от которой не вполне ещё оправился), поэтому хочется, чтобы жизнь освободилась от всего малозначительного и случайного.
Отношения Тайеров и их дочери Челси (И. Князьниделина, Н. Кабаева), приезжающей со своим новым другом и его маленьким сыном Билли навестить родителей, составляют канву сюжета пьесы. В спектакле эта история из «сентиментальной» превращается в экзистенциальную. В ней многое решает появление мальчика Билли, которого оставляют в доме на озере на недолгий срок. Присутствие ребёнка расширяет замкнутую сферу жизни Тайеров, меняет освещение чередующихся дней. Прогулки по лесу, рыбная ловля, другие простые каждодневные занятия для Этель, и в особенности для Норманна, приобретают новый смысл, естественность и теплоту. Накопленные в течение жизни разнообразные защитные приспособления и маски не нужны при общении с таким мальчиком – чистым, искренним, не избалованным вниманием. (Эта роль вполне удалась юным Тихону Бузникову и Никите Сологалову.)
Режиссёр наполняет сценическое пространство растущей напряжённостью действия – не внешнего, а внутреннего. Он обращается к невидимому процессу жизни, к тому, что происходит внутри человека. Личностное общение героев развивается независимо от особенностей возраста, состояния здоровья, положения в обществе и других «малозначащих деталей». В ансамбле спектакля особый смысл имеет работа каждого актёра, и разные исполнители одной и той же роли подробной и тонкой жизнью на сцене создают различное звучание сюжета.
Норманн Тайер – Вадим Райкин глубоко драматичен, замкнут, сложно сообщается с миром. Для него жена Этель, пожалуй, единственная опора в жизни. Норманн Тайер – Сергей Ковалёв эмоционален, остро чувствует юмор, всегда неожиданно реагирует на людей и события. Несмотря на свой семидесятилетний возраст, он большой ребёнок. Включаясь в дружбу с Билли, Норманн Ковалёва получает силы и желание жить.
Центральный женский образ спектакля Этель Тайер – Ольга Широкова – «стойкий оловянный солдатик» этой семьи и вместе с тем человек, может быть, наиболее глубоко связанный с природным миром, с душой этого места, с музыкой этого пространства. Время от времени Этель выходит к рампе – воображаемой границе дома и, обращаясь взглядом к озеру, внимательно вглядывается, вслушивается в жизнь, происходящую там, на зеркальной глади. Красивое и осмысленное поведение птиц, прилетающих сюда каждое лето, она мысленно соотносит с событиями своей жизни.
Этот спектакль можно сравнить с лирической новеллой. Пока он длится, видишь на сцене живые человеческие лица, слышишь голос глубоких чувств, вспоминаешь о любви, удаляешься от жестокой суеты каждого дня. Часто ли такое теперь происходит в театре?..